Тема:

Кризис власти в Египте 3 года назад

Власти Египта готовы стрелять в протестующих


фото: Global Look Press


фото: Global Look Press


фото: Global Look Press

Никто из египетских политиков пока не готов публично взять на себя ответственность за восстановление порядка. По мнению экспертов, если бы армия прояснила судьбу бывшего президента страны Мухаммеда Мурси, это помогло бы разрядить обстановку. Его арест продлили еще на месяц.

Никто из египетских политиков пока не готов публично взять на себя ответственность за восстановление порядка. По мнению экспертов, если бы армия прояснила судьбу бывшего президента страны Мухаммеда Мурси, это помогло бы разрядить обстановку. Его арест продлили еще на месяц.

В ночь на 15 августа в Каире и Александрии продолжались столкновения, но в целом власти Египта ситуацию контролируют. После того как было объявлено о введении в стране режима чрезвычайного положения, который разрешает полиции арестовывать подозреваемых без санкции суда, стало ясно, что власти не отступят, даже если снова придется стрелять по митингующим.

"Когда мы видим, что от политических действий движение переходит к тактике террора, закупке оружия, начинает блокировать улицы и представлять угрозу для граждан, мы не можем больше мириться с этим. Мы вынуждены принять все необходимые меры, чтобы положить этому конец", — подчеркнул премьер-министр Египта Хазем аль-Баблауи.

Накануне стало известно, что временное правительство Египта покинул вице-президент Мухамед аль-Барадеи, в прошлом работавший главой МАГАТЭ. В Египте его всегда считали либералом, ориентированным на Вашингтон, некоторые говорили еще более определенно – "креатура Госдепа". Так что его выход из правительства Египта, после того как США осудили применение силы военными, вполне логично.

Остальной кабинет министров продолжает работать совместно с военными властями, в Египте все крупные гражданские чиновники — выходцы из армейской среды. Такова специфика страны, где с самого обретения независимости армия была отдельной ветвью власти, особым социальным лифтом, государством в государстве со своей экономикой. Как ни странно, именно военные у власти обеспечивали Египту пусть не быстрое, но все же стабильное развитие. Так что противостояние между исламистами и светскими властями — фактически выбор пути для огромной страны. Хотя "Братья-мусульман (запрещена в РФ)е" пользуются серьезной поддержкой, большая часть населения Египта — на стороне военных, в том числе, потому, что многим в последние месяцы стало ясно: исламисты затаскивают Египте в гражданскую войну. Накануне, когда начались зачистки лагерей "Братьев-мусульман", по полиции открыли огонь из автоматов.

Министр внутренних дел Египта Мухаммед Ибрагим: "В то время как силы безопасности расчищали площадь Рабия аль-Адавия, вооруженные представители "Братьев-мусульман" неожиданно начали атаку на государственные учреждения и религиозные центры, чтобы создать панику и погрузить страну в хаос. Мы не позволим больше никаких демонстраций в стране, чего бы нам это ни стоило".

Был атакован 21 полицейский участок, при нападениях использовались гранатометы. В пригороде Каира, деревне Кердасса, исламисты устроили настоящую бойню, взяв штурмом участок и казнив всех полицейских, которые находились внутри здания. Сами исламисты, между тем, обвиняют военных в чрезмерной жестокости при разгоне лагерей в Каире и называют происходящее "геноцидом".

Хватит ли у "Братьев-мусульман" сил на дальнейшую гражданскую войну — большой вопрос. Как показывает практика "арабской весны", без иностранной помощи они вряд ли победят военных. В Ливии и Сирии боевики успешно воевали только при поддержке Запада, Катара и Саудовской Аравии. В той же Сирии, как только прекратилось финансирование, армия начала выдавливать исламистов из целых районов.

Но, похоже, финансировать египетских "Братьев-мусульман" не будут: в Катаре недавно сменилась власть, и новый эмир не намерен спонсировать исламистов за рубежом, как это было во время "арабской весны", а политическая поддержка слаба. Жесткие действия египетских военных осудили и в Брюсселе, и в Вашингтоне. Президент Франции Франсуа Олланд вызвал посла Египта в Елисейский дворец, чтобы потребовать отмены режима чрезвычайного положения. Но, с другой стороны, ни в ЕС, ни в Вашингтоне никто не заявил о поддержке свергнутого военными президента исламиста Мухамеда Мурси. Египетские власти будут пользоваться режимом чрезвычайного положения максимально широко. "Арабская весна" заканчивается, начинается "арабская осень".