Тема:

День космонавтики 162 месяца назад

Луна - не за горами

Луна - не за горами

Луна - не за горами

Российские ученые говорят, что в обозримом будущем возможно начало строительства первых домов на Луне и даже на Марсе. Есть планы и о добыче нового перспективного вида топлива на спутнике Земли. Нашлись бы деньги, а энтузиазма не меньше, чем 45 лет назад.

Россия собирается летать на Луну и к Марсу. Это реально, считают специалисты, если орбитальная станция будет не только научной лабораторией, но и промышленным комплексом для сборки межорбитальных комплексов и стартовой площадкой для полетов к другим планетам.

"Энергия вносит предложение, чтобы МКС стала постоянно действующим спутником Земли. И сегодня мы так технически оформляем решение, которое позволит нам ее никогда не затапливать", - говорит Николай Севастьянов, президент, генеральный конструктор РКК "Энергия" имени Королева.

Россия, впрочем, уже планирует полеты с орбитальной станции к Луне. Корабли на орбиту спутника Земли будут доставлять специальные разгонные блоки. Они уже есть. Корабль с экипажем может облететь вокруг Луны и вернуться на станцию. А между лунной орбитой и МКС будет курсировать космический буксир, перевозя грузы.

Лунная программа на самом деле не ограничивается одним облетом с участием туристов. Планы более амбициозны: сначала облет, потом высадка модуля, потом и космонавтов. Наконец, и строительство лунной станции для промышленной разработки земли, например, добычи гелия-3 - перспективного топлива в чистом виде. Это в планах.

Что реально сегодня. У России есть корабль "Союз" и грузовик "Прогресс", которые стабильно доставляют на станцию и грузы, и всех космонавтов, и астронавтов - иностранцев за деньги, теперь и американцев.

Восстановить флот шаттлов, которые по плану должны регулярно летать до 2010 года, пока не получается.

"Я видел буквально месяц назад, как идет ремонт. Я лично больших надежд не испытываю, потому что требуется огромный комплекс ремонтных работ, чтобы каждый корабль возвратить к полету, и со стоимостью работ более полумиллиарда долларов каждого", - отвечает Анатолий Перминов, руководитель Федерального космического агентства.

Конечно, Америка постарается выполнить свои обязательства по доставке европейского и японского модулей МКС, но шаттлы отработали свое, и НАСА срочно разрабатывает новый корабль.

"Да, мы действительно разрабатываем новый пилотируемый корабль, на котором будем летать не только на МКС, но и собираемся вернуться на Луну", - объясняет Майкл Гриффин, директор НАСА.

У России, как известно, есть проект нового корабля "Клипер". Он будет запускаться, как и "Союз", на одноразовой ракете-носителе, надежной и дешевой, может перевозить грузы и шесть человек. Четверо из них, кстати, могут быть туристами. А на землю "Клипер" может возвращаться как орбитальный самолет, приземляясь на посадочную полосу, или на парашюте - готовятся две версии.

"Американцы сегодня понимают реальную конкуренцию нашего проекта. И, с моей точки зрения, заказывая нам полеты на корабле "Союз" до 2011 года, по сути, они экономят на полетах шаттлов, чтобы эти деньги вложить в свою новую разработку", - говорит Николай Севастьянов.

Кто первым сделает новый корабль, тот и заберет существенную долю космического рынка, а уже сегодня ясно, что промышленная разработка космоса даст прибыль, соизмеримую с эффективностью вложений в выгодные наземные проекты.

Сегодня

Вы можете получать оповещения от vesti.ru в вашем браузере