Бубонную чуму надо давить в очаге возникновения, иначе она расползется

Информация о том, что в Киргизии подросток умер от бубонной чумы, шокировала постсоветское пространство. Симптомы "черной смерти" диагностированы еще у троих жителей республики. Эксперты считают, что это опасно и для России, где работают 500 тысяч киргизских трудовых мигрантов.

Информация о том, что в Киргизии подросток умер от бубонной чумы — самой страшной средневековой болезни – шокировала все постсоветское пространство. Выяснилось, что погибший и местные жители съели шашлык, сделанный из больного сурка.

В середине XIV века "черная смерть", как назвали чуму, выкосила половину Европы, Азии и Северной Африки. И вот в XXI веке она вернулась. В Киргизии находится 30 тысяч квадратных метров природных очагов чумы. В Советском Союзе сурков — переносчиков смертельной болезни — травили, но с 1982 года в Киргизии карантинные мероприятия не проводятся из-за того, что это очень дорого.

27 августа пришло сообщение от МЧС Киргизии, что симптомы этой страшной болезни диагностированы у троих жителей республики. "В Ак-Cуйскую районную больницу Иссык-Кульской области (это север страны) с подозрением на чуму бубонной формы госпитализированы еще три человека",- сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе МЧС Киргизии.

По данным ведомства, в ночь на 27 августа в больницу обратились 21-летняя жительница села Сары-Камыш, а также привезли двоих детей – 12-ти и двух лет. У них были диагностированы первичные симптомы бубонной чумы. Их сразу же госпитализировали.

Кроме того, в Сары-Джазском районе республики санэпидемиологи и сотрудники МЧС уже проверили почти полторы тысячи местных жителей. "Продолжается разъяснительная работа среди местных жителей, ведется дезинфекция местности с очагом бубонной чумы. В регионе до 30 августа объявлен карантин",- сообщили в пресс-службе республиканского МЧС.

В Иссык-Кульской области введен карантин, выставлены посты. В область дополнительно отправлены несколько тысяч единиц противочумной вакцины, а также палатки, средства индивидуальной защиты, противочумные костюмы.

Помочь киргизским коллегам в борьбе с чумой решили в Министерстве здравоохранения Казахстана. Оттуда направлена в Киргизию бригада специалистов казахского научного центра карантинных и зоонозных инфекций, а также диагностические препараты для проведения исследований на чуму.

Сейчас у соседних стран есть опасения, связанные с наплывом мигрантов из Средней Азии. Эксперты говорят о необходимости усиления работы по профилактике эпидемий. Случай бубонной чумы в Киргизии — первый с 1981 года. Эксперты считают, что он опасен и для России.

На территории нашей страны работают 500 тысяч киргизских трудовых мигрантов. Причём, большая часть — в Москве и Санкт-Петербурге. Что делается, чтобы предотвратить вспышку заболевания в России? Возможна ли такая вспышка? Об этом ведущие радио "Вести ФМ" спросили председателя комитета Госдумы по охране здоровья Сергея Калашникова.

Корр.: Сергей Вячеславович, можно ли быть уверенными, что в Киргизии медики сработают правильно и изолируют всех, кто был накануне в контакте с подростком, умершем от бубонной чумы?

Калашников: Ситуация на территории СНГ на сегодняшний день достаточно стабильна по одной простой причине — антиэпидемиологические службы. Они сохранились еще со времён Советского Союза, и основные принципы, достаточно жёсткие и эффективные, на сегодняшний день продолжают сохраняться. Другое дело, что устарела материальная база, но организационные структуры сохраняются, и это, в общем-то, внушает некий оптимизм.

Корр.: Представим, что зараженный человек из Киргизии летит в Россию. Кто его проверит, кто его остановит, если что? Ведь инкубационный период может длиться несколько дней?

Калашников: Никогда ещё кордоны в таком виде, как кордоны против мигрантов, не решали эту проблему. Дело в том, что все очаги бубонной чумы (впрочем, как и холеры) должны изолироваться непосредственно там, где они возникают, чтобы даже мышь не проскочила. Кстати, мыши — основные разносчики. Поэтому такие превентивные меры по контролю нужны и важны. Но они не являются, к сожалению, решающими, потому что масштабность проблемы такова, что нельзя её закрыть.

Корр.: То есть вы хотите сказать, что мы не в безопасности?

Калашников: Нет, я хочу сказать, что основные усилия должны быть сосредоточены там, где возникает очаг.