Сергей Брилев: советская армия дошла до Сеула

2 сентября мир отметил годовщину окончания Второй мировой войны. Но на самом деле война закончилась к концу сентября: на Курилах и в Корее. Вопреки стереотипам советская армия внесла решающий вклад в разгром японских оккупантов на территории не только нынешней КНДР, но и южной республики Корея.

В начале этого месяца, 2 сентября, весь мир уже отметил очередную годовщину окончания Второй мировой войны. Но на самом деле война закончилась к концу сентября: на Курилах и в Корее. При этом вопреки стереотипам советская армия внесла решающий вклад в разгром японских оккупантов на территории не только нынешней КНДР, но и южной республики Корея. Американцы там высадились, когда наши дошли уже до Сеула.

Этим удивительным событиям, которые многие годы замалчивались по идеологическим соображениям, посвящен документальный фильм, который сейчас снимаем мы с моей коллегой, ведущей "Вестей" и, конечно, участницей "Танцев со звездами", Мариной Ким. И сегодня, к истинной годовщине окончания Второй мировой войны, — наш отчет о том, что уже снято на Севере Кореи.

Кадрами демилитаризованной зоны уже никого не удивишь. Там, где гравий темный — Корея Южная; где светлый — Северная. Но мало кто получал такой, как мы, доступ в павильон по соседству, где корейско-корейская граница и была расчерчена.

Чтобы избежать повторов, тавтологий и не твердить: "граница, граница, граница", наши коллеги-журналисты часто говорят "38 параллель". А еще добавляют, что впервые межкорейская граница прошла здесь еще в 1945 году, когда Корейский полуостров поделили между собой не КНДР и Республика Корея, а оккупационные державы: СССР и США. Но это совсем не так!

Во-первых, сопровождавший нас подполковник-северокореец Нам наглядно показал: даже переговоры идут не совсем на 38-й параллели. Во-вторых, после последующей Корейской войны граница прошла не по прямой, а так, как остановился фронт: лишь в районе 38-й параллели.

Вопреки привычному взгляду, в 1945 году советские войска ни на каких параллелях не останавливались. Они пошли дальше. Основную часть нашего рассказа о подвигах Советской армии в Корее мы начинаем на границе не менее своеобразной, чем межкорейская. На границе России и КНДР есть, на что посмотреть.

В 1951 году между Советским Союзом и Северной Кореей был открыт железнодорожный мост. Именно по нему шли бронепоезда Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, а сейчас идут редкие грузовые составы. Но настолько редкие, что вы еще увидите, что произойдет, когда здесь пройдет эта железнодорожная матриса. Однако был случай, когда погранрежим сложился сам по себе. Никого ни спрашивая, 8 августа1945 года войска Первого Дальневосточного фронта под командованием маршала Мерецкова перешли здесь границу.

С помощью военно-исторического клуба "Первый Дальневосточный фронт" из Владивостока мы воссоздали весь путь, по которому прошли тогда наши: от Приморья до корейских портов на берегу Японского моря. Наш фильм будет посвящен истории: решающему вкладу Советской армии в разгром японских оккупантов в Корее. При этом повторяем: решающему вкладу и в северной, но также, вопреки привычному взгляду, и в южной части полуострова.

Но, конечно, оказавшись в КНДР и ее образцово-коммунистической столице Пхеньяне, невозможно не отвлечься и на современные реалии. Как видно хотя бы по этим кадрам, иные реалии бывает, что противоречат стереотипам. Например, на фоне серпа и молота местный гражданин говорит по мобильному. А ведь еще недавно даже у иностранцев "мобильники" отбирали еще в аэропорту. Система, впрочем, хитрая: местные могут звонить только местным, а иностранцы — только иностранцам. Но как таковые мобильные появились.

В остальном, на первый взгляд, все как прежде. Это, как вы, наверное, уже догадались — одна из знаменитых пхеньянских регулировщиц. У меня всегда была мечта с такой познакомится. Мечта, как вы еще увидите, сбылась.Но пока вы только взгляните на какие-то совершенно некоммунистические машины. А ведь на многих этих дорогущих джипах висят никакие не партийные или военные, а частные номера.

Теперь немного о дорогах в провинции. Вдоль проложенной через горы трассы в Вонсан из Пхеньяна стоят бетонные столбы. Предполагается, что в случае вторжения с Юга их свалят и перегородят путь агрессору. Конечно, и в провинциях мелькают дорогие джипы. Но большинство передвигается на повозках, запряженных волами. Встречается и совсем экзотика: грузовики на дровах. Это за пределами Пхеньяна — норма.

Но кто же тогда играющие в боулинг загадочные "новые корейские", ездящие на джипах и приучающие своих чад ко вполне себе буржуазным забавам? Этого никто толком не объясняет. Зато очевидно, как работают санкции ООН, которые направлены вроде как против элиты. Не работают.

А вот теперь вернемся к регулировщице. Познакомившись поближе, я рискнул задать ей, наверное, довольно интимный вопрос: как же она сохраняет в такой безупречной белизне свои носочки, проводя весь день на шумном перекрестке? Вот здесь ответ был стандартным: "это маршал Ким Чен Ын о нас так заботится". Ну, а кто еще?!

Так начинается утро в городе Вонсан. Домохозяйки, в том числе самые молодые, но с прическами 40-х годов, разучивают новую песню о все новых победах. В КНДР это — рутина. Там же в Вонсане нас ждали пионеры. Пионер прочитал стихи о том, как мальчик стеснялся, что отец у него — рабочий. Но приехал на завод вождь, и перед мальчиком открылась истина. И не важно, что добираются сюда дети по тем самым дорогам. Здесь им показывают, что бывает, если быть послушными.

Но нас в Вонсане интересовал не только памятник "Ким Ир Сен — отец всех пионеров". В 1945 году это была самая южная точка продвижения десантов советского Тихоокеанского флота. При этом на подходах к порту можно было нарваться не только на японские обстрелы, но и на американские мины.США тогда крепко подвели СССР, смешав карты — в прямом смысле слова: географические.

Из всех северокорейских городов, освобожденных в августе 1945 года 25-й советской общевойсковой армией, выделим Хамхын. Дело в том, что, по состоянию на 1945 год, он был равновелик Пхеньяну. И командарму 25-й армии, поступило поручение от командования Первого Дальневосточного фронта решить, где же будет размещена Советская Военная Администрация. Соответственно, и Корейская Народно-Демократическая Республика потом была провозглашена там. Канонический главный памятник, конечно, стоит в Пхеньяне. При этом, как и отца, Ким Чен Ира сначала поставили в пальто, но потом, кое-что вспомнив, провели реконструкцию, переодели в его любимую куртку.

Так же, парой, Ким Ир Сен и Ким Чен Ир теперь и на спешно переделанных мозаичных панно. Но какие бы удивительные формы ни принял северокорейский вариант коммунизма, никак не менее заботливо, как мы уже видели, относятся в КНДР и к нашим памятникам: мемориалам советских воинов: в Хамхыне, в Вонсане, в Пхеньяне.

"Количество камней, составляющих этот памятник — 509. "5" и "9" дают комбинацию "пятый месяц девятое число", то есть "9 мая", ваш день Победы. А вес всех камней составляет 815 тонн. "8 и 15" означает 15 августа: День освобождения Кореи", — рассказала хранительница мемориала в Пхеньяне.

Но мы и сами попросили привести нас туда, где стоит еще один сугубо северокорейский монумент. Называется "Ким Ир Сен — лучший друг кинематографистов". Это — на пхеньянской киностудии, где перед самой перестройкой был снят совместный советско-северокорейский фильм о событиях 1945 года. Был там и такой эпизод, когда военные не решаются идти южнее 38 параллели из-за приказа из штаба. Ветераны киностудии сожалеют, что все было так. На сами же признают: в 1948 никаких знаков на 38 параллели не было. Это кино. В действительности, как мы покажем, советскому командованию даже пришлось сбрасывать листовки на войска, которые еще как углубились на Юг: мол, разворачивайтесь, а то американцы обидятся.

Но американцы высадились в Корее только 8 сентября, когда все японцы в Корее сдались нашим: и на Севере, и на Юге. В нашем фильме на этот счет будут приведены интереснейшие документы из российских военных архивов. Но и без всяких документов ясно другое. Помните карту, которую нам показывал северокорейский подполковник Нам? Из нее следовало, что нынешняя демаркационная линия — это не прямая 38 параллель, а кривая. Но ведь это значит, что часть бывшего Юга, как, например, Кэсон, теперь — на Севере. И наоборот. То есть наши в 1945 году могли даже не пересекать 38 параллель, но кроме сегодняшней Северной Кореи, получатся, стояли и в сегодняшней Корее Южной. Вот там мы теперь и рассчитываем продолжить съемки.