Саманта Геймер: я написала книгу, чтобы избавиться от клейма жертвы Полански

Преступление, совершенное Романом Полански 35 лет назад, вновь в центре внимания мировых СМИ. В США в продажу поступили мемуары Саманты Геймер – женщины, которую в 1977 году изнасиловал известный режиссер. Свою историю она, по ее признанию, писала, чтобы избавиться от вечного клейма жертвы Полански.

Преступление, совершенное Романом Полански 35 лет назад, вновь в центре внимания мировых СМИ. В США поступили в продажу мемуары Саманты Геймер — женщины, которую в 1977 году изнасиловал известный режиссер. Свою историю она, по собственным признаниям, писала без гнева и ярости, не из чувства мщения, а из желания избавиться от вечного клейма жертвы Полански.

Из жертвы известного режиссера — в автора всемирного бестселлера. После выхода в свет книги "Девочка: жизнь в тени Романа Полански" жить в тени Саманте Геймер уже явно не светит. Ее мемуары обсуждали задолго до того, как они появились на полках магазинов. А издание The Guardian уже назвало книгу самой важной и ценной в XXI столетии — в перспективе, конечно.

В своей автобиографии Саманта расскажет о событиях 10 марта 1977 года, когда ее — тогда 13-летнюю девочку — изнасиловал уже тогда известный в Голливуде режиссер Роман Полански.

"Мы начали с позирования. Это была фотосессия. А потом он захотел принять со мной ванну. Я поняла, что что-то не так. Но была уже пьяна – он дал мне шампанское и таблетки. Я сказала ему "нет" один или два раза. А когда поняла, что это неизбежно, просто ждала, чтобы все быстрее закончилось", — рассказывает Саманта.

Но книга — даже не столько о самом преступлении, сколько о том, что последовало за ним. О годах судебных разбирательств, постоянных обвинениях во лжи и исковерканной юности. Это, по словам Саманты, принесло ей больше страданий, чем само изнасилование.

"Когда моя мама сообщила в полицию, начался ужасный и самый болезненный период в моей жизни. Я просто хотела поскорее забыть тот вечер. Изнасилование продолжалось всего минут 10, а допросы были бесконечными — в присутствии всей моей семьи, кучи незнакомых людей. Все думали, что я лгу, что моя мама просто продала меня Полански. Даже судья говорил, что мы взяли знаменитость "на крючок", — вспоминает она.

В тюрьме Роман Полански провел 42 дня, а потом, узнав, что ему грозит 50 лет заключения, бежал в Европу. С тех пор он старался не бывать в странах, у которых есть соглашение об экстрадиции с США. В 1990-х он выплатил Саманте компенсацию — полмиллиона долларов. Но в 2009-м, когда об истории все вроде бы уже забыли, Полански неожиданно арестовали в Швейцарии по ордеру, выданному больше 30 лет назад. Швейцарский минюст, однако, выдавать режиссера США отказался.

Склонность Полански к насилию – как в жизни, так и в фильмах – многие связывают с трагической судьбой режиссера. Вторую мировую он пережил в краковском гетто. Мать Полански погибла в газовой камере Освенцима. Его самого нацисты использовали в качестве мишени на тренировочных стрельбах. А в 1969-м его жену на восьмом месяце беременности зверски убила банда Чарльза Мэнсона.

Насилием полны и фильмы Полански. Здесь и салон красоты, больше похожий на камеру пыток, в картине "Отвращение", и настоящий дьявол во плоти, пришедший в мир людей в "Ребенке Розмари", и весьма натуралистично показанные попытки самоубийств в "Жильце". Впрочем, связывать творчество режиссера с его личностью критики не спешат.

Сама Саманта Геймер в своих мемуарах Полански представляет совсем не зверем и насильником. Именно она неоднократно настаивала на закрытии уголовного дела. По ее признаниям, тот вечер 1977-го связал их с Полански на всю жизнь — на протяжении многих лет они даже вели переписку. А когда в 2003-м фильм "Пианист" Полански номинировали на "Оскар", Саманта обратилась с открытым письмом к Академии с просьбой оценивать саму картину, а не личность режиссера.