"Ивана Грозного" требуют убрать из Третьяковки


фото: Михаил Свешников

Знаменитая картина Ильи Репина, которая вот уже век украшает залы знаменитой галереи, с точки зрения некоторых общественных деятелей, может, ни много ни мало, оскорбить патриотические чувства россиян.

"Ивана Грозного" требуют убрать из Третьяковки. Речь идет о знаменитой картине Ильи Репина, которая вот уже век украшает залы знаменитой галереи. Правда, с точки зрения некоторых общественных деятелей, полотно может, ни много ни мало, оскорбить патриотические чувства россиян.

У Ивана Грозного – усиленная охрана. И, кажется, желающих посмотреть на него даже чуть больше, чем обычно. На обратный эффект едва ли рассчитывали те, кто неожиданно заявил – картине не место в экспозиции одной из главных художественных галерей страны.

С глаз долой произведение искусства предложила убрать группа общественных деятелей, как они сами утверждают, патриотически настроенных. Доводов – два: картина слишком кровавая. Да к тому же – полная клевета: мол, сыновей своих царь любил и убить Иоанна Иоанновича никак не мог.

"Сколько можно терпеть эту пропаганду. Дети ходят и смотрят на эту ложь: на государство Российское, на царя российского, помазанника Божьего…" – заявляет Василий Бойко-Великий, председатель оргкомитета партии "Народное движение "Святая Русь".

В Третьяковской галерее попытки урезать экспозицию хоть и называют чьим-то глупым пиаром, но отвечают вполне серьезно. Картину художник писал, опираясь на исследования Карамзина, а он убийство сына отцом сомнению не подвергает. Да и полотно вовсе не историческое, а, скорее, психологическое.

"Она не столько об этом историческом эпизоде, сколько о том, что человек убивший, преступивший нравственный закон, перестает быть человеком. Это видно на картине. Царь в ужасе обнимает своего убитого сына ,просит у него прощения", — рассказывает заместитель директора Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова.

К тому же, если главная претензия к шедевру – историческая недостоверность, что тогда делать, к примеру, с произведениями на мифологические темы. Получается, если явление Зевса к Данае золотым дождем не доказано, Тициана и Рембрандта – тоже в запасники? А богатырей и Аленушку уничтожить – за былинное и сказочное происхождение?

"Это поверхностный взгляд на нашу культуру. В таком случае нужно запретить к показу и многие отечественные фильмы, которые не всегда соответствовали каким-то историческим фактам, запретить к постановке пьесы Шекспира – там ведь тоже много условных вещей", — рассуждает директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

Впрочем, стоит отметить, "Иван Грозный" предметом жарких споров стал не впервые. Ныне хрестоматийное полотно Репина в свое время, действительно, восприняли неоднозначно. Был и восторг, и негодование. Александру III решительно не понравилось. Творение на несколько месяцев даже запретили к просмотру. А в 1913 году картина и вовсе подверглась нападению: старообрядец Балашов с криками "Долой кровь!" нанес по лицам три удара ножом – изображение потом едва восстановили.

Нынешние борцы за историческую справедливость действовать обещают исключительно в правовом поле. И ответ на главный вопрос: все-таки это Иван на картине слишком Грозный или активисты чересчур бойкие – ждать теперь нужно от Министерства культуры.

Отреагировать на официальное письмо по закону должны в течение 30 дней после его получения. Правда, и в ведомстве, и в самой галерее заявляют – никакой корреспонденции с гневными призывами в глаза не видели. А обо всей шумихе, как водится, узнали от журналистов.