Речь взрослых влияет на усвоение малышами основ математики

Психологи советуют: ребёнка надо научить запоминать числа тогда же, когда и буквы

Психологи советуют: ребёнка надо научить запоминать числа тогда же, когда и буквы
(фото Theodore Lee/Flickr).

Если взрослые будут чаще употреблять числительные в присутствии своего грудного ребёнка, то в средней школе у него проблем с математикой, скорее всего, не будет

Если взрослые будут чаще употреблять числительные в присутствии своего грудного ребёнка, то в средней школе у него проблем с математикой, скорее всего, не будет
(Blue Plover/Wikimedia Commons).

Психологи советуют: ребёнка надо научить запоминать числа тогда же, когда и буквы
Если взрослые будут чаще употреблять числительные в присутствии своего грудного ребёнка, то в средней школе у него проблем с математикой, скорее всего, не будет
Исследователи из США рассказали, как именно следует учить маленьких детей основам математики. Наш мозг по-разному воспринимает счёт чисел и понимание самой концепции количества, а потому элементарный устный счёт от одного до десяти малышам не поможет.

Практически каждого ребёнка с ранних лет учат считать. Но простое перечисление чисел от одного до десяти не даст детям представления о концепции чисел и основах математики. Ещё с 1970-х годов психологам известно, что умение считать отличается от понимания того, что именно значит каждое число. То есть ребёнок, который на память сосчитает до двадцати или даже до ста, совершенно не обязательно сможет легко ответить на вопрос, сколько конфет лежит в коробке.

Более того, учёные пришли к выводу, что все наши успехи в области точных наук во взрослой жизни зависят от опыта, приобретённого нами в раннем детстве. Но что именно важно узнать ребёнку о математике ещё до того, как он пойдёт в детский сад, до сих пор оставалось неизвестным.

Выяснением ответа на этот вопрос занялась международная команда исследователей во главе с Дэвидом Барнером (David Barner), специалистом в области психологии и лингвистики из Отдела общественных наук в университете Калифорнии.

Барнер и его коллеги из университетского колледжа Лондона, Университета короля Сауда, университета Нова Горица и Массачусетского технологического института решили рассмотреть роль языка в понимании детьми от двух до четырёх лет концепции чисел.

Психологи советуют: ребёнка надо научить запоминать числа тогда же, когда и буквы (фото Theodore Lee/Flickr).

Как выяснилось, большую роль в понимании математики играют те языки, в которых присутствует так называемое двойственное число. Это форма множественного числа, которая используется исключительно для обозначения двух предметов или людей. К слову, в древнерусском языке такая форма была, и примеры её употребления можно найти в "Слове о полку Игореве": "Ты, буи Рюриче, и Давыде! Не ваю ли вои злачеными шеломы по крови плаваша?". В данном случае местоимение "ваю" и глагол "плаваша" употреблены в двойственном числе.

Сегодня двойственное число считается рудиментарной формой и в большинстве языков не присутствует. Но, к примеру, в словенском языке и саудовском диалекте арабского языка такая форма до сих пор есть.

Учёные заметили, что дети, для которых эти языки родные, гораздо лучше других понимают значение числа два, даже если устному счёту их никто никогда не учил.

"Эти дети быстрее всех учатся пониманию концепции чисел и счёту, даже по сравнению с русскими, японскими и китайскими детьми, которых чаще всего тренируют считать в раннем детстве", — говорит Барнер.

В своей статье, опубликованной в журнале PNAS, психолог отмечает, что наиболее важным результатом исследования является выявление взаимосвязи между родным языком и скоростью обучения основам математики у детей. Учёные определили, что то, насколько быстро ребёнок научится понимать значение чисел, зависит от того, как часто взрослые в его окружении употребляют числительные в обычной речи.

Если взрослые будут чаще употреблять числительные в присутствии своего грудного ребёнка, то в средней школе у него проблем с математикой, скорее всего, не будет (Blue Plover/Wikimedia Commons).

Интересно, что преимущество, которое детям даёт язык, сходит на нет по мере взросления самих детей, и когда речь идёт о числах больше двух. Исследования показали, что если в два года дети из Словении лучше понимают, что такое "два", то к четырём годам английские и американские малыши не хуже словенских разбираются в числах больше трёх, а порой и значительно лучше.

"Язык даёт детям прочную основу в понимании концепции чисел. Поэтому пока вашему малышу не исполнилось два года, почаще употребляйте числительные в своей речи, а потом уже приступайте к обучению устному счёту", — рекомендует Барнер в пресс-релизе.

Недавно мы писали о том, что ещё одна исследовательская группа подтвердила, что математический талант появляется у людей в очень раннем возрасте — едва ли не с рождения. Поэтому позаботиться о том, чтобы у ребёнка не было проблем с алгеброй и геометрией в средней школе, следует ещё до того, как он научится ходить или говорить.

Психологи советуют помимо употребления числительных в своей речи, попробовать привить малышу такое же понимание цифр, как и букв алфавита. Особенно полезны будут песенки и стихи, где в тексте употребляются числительные.

Также по теме:
Талант к математике может быть врождённым
Учёные обнаружили способность мозга бессознательно решать математические задачи
Стимуляция мозга на треть улучшает способности к математике
Ранние уроки музыки стимулируют особое развитие мозга
Математика оказалась болезненной наукой