Сотни тысяч жителей Югры в новом году попадут в транспортную блокаду

Жители Кондинского района Югры с наступлением зимы вновь столкнулись с транспортной проблемой. Из-за убыточности с начала следующего года количество поездов "Екатеринбург – Устье-Аха" планируется уменьшить вдвое. Ситуация может измениться, только если руководство округа договорится с РЖД.

Жители Кондинского района Югры с наступлением зимы вновь столкнулись с транспортной проблемой. Из-за убыточности северных железнодорожных маршрутов уже с начала следующего года количество поездов "Екатеринбург – Устье-Аха" планируется уменьшить вдвое. Ситуация может измениться, только если руководство округа договорится с РЖД.

Предприниматель Татьяна Лотикова спешит на железнодорожный вокзал. В этом году она последний раз поедет за товаром в Екатеринбург на поезде. Разговор с соседями по купе плавно перетекает к главной теме последнего месяца — сокращению движения поездов в два раза.

Для Татьяны это критично. Чтобы вести свой бизнес, в столицу Урала приходится ездить по три-четыре раза в месяц. А от станции Устье-Аха, откуда отправляется поезд, предприниматель живет в ста километрах. Добраться суда может только вертолетом, который курсирует не каждый день. С изменением железнодорожного расписания будет куда сложнее планировать маршрут. "Еще точно расписания не знаем, — говорит Татьяна Лотикова. – Нам будет сложно, придется ночевать в Междуречье. Безусловно, это означает дополнительные расходы".

Железная дорога в Кондинский район пришла еще в шестидесятые годы прошлого века, и с тех пор стала связующим звеном с Большой землей. Грузовые и пассажирские перевозки удобно и быстро осуществлялись семь дней в неделю. Однако руководство Свердловской железной дороги решило изменить стратегию. Для них северный маршрут убыточен. За этот год его обслуживание принесло в бюджет минус 95 миллионов рублей. Чтобы исправить ситуацию, сначала сократили количество вагонов с 18 до 8, а, теперь собираются изменить расписание, сократив количество поездов наполовину.

Альтернативой железнодорожному транспорту могла бы стать автомобильная дорога. Кондинский район с Большой землей планировали соединить два года назад. Но из-за сокращения финансирования эти планы были сдвинуты до 2017 года. И теперь ежегодно вместо 50 километров полотна дорожники строят только 20.

Ближайшие три месяца жители Кондинского района и Урая смогут выезжать на Большую землю по зимнику. Но уже в марте временную дорогу закроют. А когда построят постоянную, еще не известно. "Мера у РЖД вынужденная – сокращение убытков, — поясняет Александр Уланов, первый заместитель главы администрации Кондинского района. – Разрабатывается вопрос, чтобы эту меру применять на зимний период, а летом и в праздничные дни оставить ежедневное курирование поездов".

Чтобы не оставить более ста тысяч жителей без доступного вида транспорта, правительство округа село за стол переговоров с железнодорожниками. РЖД настаивает на стопроцентной компенсации убытков. Руководство региона согласно компенсировать лишь половину. Бюджет на следующий год уже принят. Найти дополнительные сто миллионов рублей не удастся. "Поставлена задача: сделать режим работы поезда максимально благоприятным, насколько это возможно исходя из условий и задач, которые стоят перед РЖД, — говорит Алексей Вторушин, директор Департамента дорожного хозяйства и транспорта Югры. — Надо понимать, что мы с ними работаем на партнерских условиях. У них есть самостоятельная инвестиционная программа, и мы можем строить работу только на договорных условиях".

Компромисс пока не достигнут. Если договориться не удастся до конца декабря, то уже с 11 января следующего года поезд "Устье-Аха – Екатеринбург" будет отправляться со станции в два раза реже. А значит, чтобы выбраться на Большую землю, жителям придется искать объездные пути – например, через Ханты-Мансийск или север Свердловской области. Это сделает и без того непростой маршрут на полторы тысячи километров длиннее.