Тема:

Жесткая посадка Ту-154 10 лет назад

Пилот разбившегося в Домодедове Ту-154 был "летчиком-любителем" без прав

Первопричина аварии, по-прежнему не понятна. Через шесть минут после взлёта из Внуково у лайнера "Дагестанских авиалиний" отказывают первый и третий двигатели, вслед за ними выходят из строя системы навигации. Высота √ 9 тысяч метров
2 пассажира погибли, 82 были госпитализированы
Первопричина аварии, по-прежнему не понятна. Через шесть минут после взлёта из Внуково у лайнера "Дагестанских авиалиний" отказывают первый и третий двигатели, вслед за ними выходят из строя системы навигации. Высота √ 9 тысяч метров
2 пассажира погибли, 82 были госпитализированы
Стали известны подробности расследования ЧП в Домодедове в декабре 2010 года. Тогда лайнер выкатился за ВПП и развалился на части. Два человека погибли, 87 получили травмы. Сегодня стало известно, что второй пилот Ту-154 Магомед Шамалов не имел прав летчика – у него был лишь сертификат любителя.

Стали известны подробности расследования ЧП в аэропорту Домодедово в декабре 2010 года. Тогда Ту-154 выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы (ВПП) более чем на 400 метров, остановился в 15-20 метрах от северной границы аэропорта и развалился на части.

На борту находились 172 человека. В результате жесткой посадки погибли два человека: брат главы Дагестана (на тот момент) Магомедсалама Магомедова Гаджимурад и мать судьи Конституционного суда РФ Гадиса Гаджиева; 87 человек получили травмы.

Видеокадры жесткой посадки Ту-154 засняли тогда камеры наблюдения:

Прошло больше года и вдруг выяснилось, что Магомед Шамалов — второй пилот разбившегося лайнера — на момент катастрофы имел на руках поддельные документы и не имел никаких законных оснований для управления воздушным судном. Об этом 23 января 2014 года сообщили "Известия" со ссылкой на заключение и отчеты по делу о крушении самолета, которые были переданы Общественной палатой в Следственный комитет.

Вскоре после того, как эта информация появилась в прессе, бывший заместитель гендиректора авиакомпании "Авиалинии Дагестана" Алексей Джабраилов подтвердил, что один из пилотов разбившегося Ту-154 Магомед Шамалов не прошел первоначальную летную подготовку.

"Это правда. Он учился то ли в ДОСААФ, то ли где-то еще. И, насколько я помню, имел сертификат пилота-любителя. Затем его направляли в учебно-тренировочный центр для переподготовки, но это все неправильно, все это противоречит инструкциям", — заявил он "Интерфаксу".

При этом Джабраилов сообщил, что еще до катастрофы группа летчиков авиакомпании направляла письма в различные надзорные инстанции с просьбой отстранить от полетов тех пилотов, кто получил летное образование с нарушениями либо вовсе не прошел первоначальную летную подготовку.

"Это письмо направлялось во все надзорные инстанции с просьбой принять меры. Я таких летчиков (у которых выявлялись нарушения при подготовке), если об этом становилось известно, отстранял лично", — заявил Джабраилов.

Кроме того, по сведениям Lifenews, Шамалов — троюродный брат героя России Магомеда Толбоева — получил свидетельство второго пилота в 1997 году в возрасте 32 лет, хотя эта процедура на тот момент была ограничена 25 годами. "Также из свидетельства следует, что Шамалов окончил Калужское авиационное училище. Однако выяснилось, что там он не учился", — сообщает телеканал.

Интересно, что сразу после катастрофы именно Шамалов обвинил в халатности сотрудников аэропорта, которые готовили лайнер к полету. Он заявил тогда, что в топливо для двигателей якобы забыли залить "Арктик" — специальную жидкость вроде автомобильной незамерзайки. Правда, эксперты подвергли эту версию сомнению.

В сентябре 2011 года МАК сообщил, что причиной происшествия стало сочетание нескольких факторов, в том числе, сложной ветровой обстановки, а также неверных действий членов экипажа. К инциденту также могла привести недостаточная профессиональная подготовка к действиям в аварийных ситуациях как экипажа в целом, так и каждого его члена по отдельности, отметили в комиссии.

4 октября 2013 года Следственный комитет сообщил, что командиру самолета Закарже Закаржаеву предъявлено обвинение по статье УК РФ "Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта". По данным СК РФ, Закаржаев нарушил правила подготовки судна к взлету "и не смог адекватно реагировать на произошедшее, что, по заключению экспертов, привело к катастрофе".

Сегодня в Следственном комитете сообщили, что Закаржаев и его защитник ознакомились с материалами уголовного дела, и в ближайшие дни оно будет направлено для утверждения обвинительного заключения и последующей передачи в суд для рассмотрения по существу.

В ведомстве заявляют, что непосредственной причиной авиационного происшествия явилось нарушение командиром воздушного судна Закаржаевым установленных требований раздела "Заход на посадку и посадка с двумя неработающими двигателями" РЛЭ Ту-154М. Согласно заключению комплексной летно-технической экспертизы, нарушения, допущенные Закаржаевым, состоят в прямой причинно-следственной связи с авиационным происшествием.

"При исследовании обстоятельств авиационной катастрофы экспертным учреждением изучался вопрос о наличии нарушений, приведших к катастрофе, в действиях каждого члена летного экипажа. Установлено, что действия остальных членов экипажа не привели к тяжким последствиям", — говорится в сообщении СК РФ.