Владимир Мединский: от вируса нацизма необходимо лечиться

В Москве после реставрации открылся почти шестиметровый бронзовый памятник Тарасу Шевченко. Организатором церемонии стал министр культуры России Владимир Мединский. В интервью "Вестям в субботу" он рассказал о бандеровцах на Украине и положении русских в Казахстане.

В Москве после реставрации открылся почти шестиметровый бронзовый памятник Тарасу Шевченко, в честь которого называется одна из самых престижных столичных набережных. Одним из важных моментов торжества стало то, что среди гостей был посол Украины в России. Организатором церемонии стал министр культуры России Владимир Мединский. В интервью "Вестям в субботу" он рассказал о бандеровцах на Украине и положении русских в Казахстане.

- Владимир Ростиславович, как вам удалось пригласить посла Украины на это мероприятие в такой непростой политической обстановке, в которой обычно послы стараются держать дистанцию?

- Вежливо пригласил.

- Вы сами из Украины, их Черкасской области.

- На самом деле это замечательное мероприятие, потому что нашему великому поэту и художнику Тарасу Шевченко исполнилось 200 лет.

- Нашему?

- Он — двуязычный, писал стихи в основном на украинском, хотя были и на русском. Прозу писал только на русском языке, как и дневники, самое сокровенное. Я думаю, если бы он оказался сегодня здесь, все происходящие события потрясли бы его до глубины души. Величие таких гениев, как Тарас Шевченко, помогает нам лучше понимать друг друга, сближает нас.

- Но с послом не было сложно?

- Да нет, что вы! А Гоголь, Булгаков, Короленко?! Мы их как будем рассматривать? Как русских писателей или как украинских? Наши предки были гораздо мудрее в этом отношении.

- Вы как автор книг "Война" не могли пройти мимо дискуссии вокруг фигуры Степана Бандеры. Молодые, ничего не знающие люди залезают в Интернет и читают, что Степан Бандера — фигура украинской истории, сторонник украинского государства, который в начале войны был арестован немцами и посажен в концлагерь. Сражался как против немцев, так и против Советов, — за украинскую национальную идею. Получается красивая история, если не вчитываться. А вам он почему не нравится?

- Ничего личного. Просто все, что вы рассказали, — это плод знаний, почерпнутых в Wikipedia и Facebook (запрещена в РФ).

- Да, это то, что первым делом можно прочесть в Интернете.

- К сожалению, правда жизни такова, что Степан Бандера, чья идеология сегодня является флагом "Правого сектора" (запрещена в РФ) и радикальных националистических партий на Украине, — это бандит, нацист. Это идеология нацизма, идеология крайней националистической нетерпимости к соседям, к другим нациям.

- Причем не только к евреям и русским, но и к полякам.

- А также к цыганам, венграм, словакам и чехам.

- Ко всем не своим.

- Да. Разница между идеологией Бандеры и Гитлера — в одном, что речь там идет о превосходстве арийской расы, а здесь — о превосходстве этнических украинцев.

- Поэтому Гитлер и посадил его подальше с глаз долой в начале войны.

- Это миф. На самом деле Гитлер выпустил его из польской тюрьмы, где он находился в ожидании то ли смертной казни, то ли пожизненного заключения за терроризм.

- В 1939 году?

- Да. Какое-то время Гитлер его использовал, потом — изолировал: с продуктовыми наборами, радиоприемником и богатой библиотекой. Потом обратно вернул его и активно использовал. Мы забыли и даже не представляем, что творили дивизии СС "Галичина", что творили украинские военизированные националистические формирования на территории Украины, Белоруссии и Европы!

- Хатынь — дело рук не немцев.

– Это дело рук бандеровцев. История очень простая. Несколько сот местных жителей, в основном белорусы, были заперты в огромном коровнике, который был обложен хворостом, облит бензином, после чего подожжен. Под напором горящих обезумевших тел ворота коровника рухнули, и горящие люди выбежали наружу, где они были расстреляны из пулеметов бандеровцами, окруживших коровник это цепью. Погибло несколько сот белорусов, включая 75 детей в возрасте от 7 недель до 7 лет. И это лишь один из мелких штрихов. Что же говорить о реальной борьбе бандеровцев с коммунистами. Чтобы развеять все мифы, дивизия СС "Галичина" приносила присягу не украинскому народу — в тексте присяги вообще нет слова "Украина" — а лично Гитлеру.

- Наиболее страшным из всего происходящего кажется как раз подъем украинских ультранационалистов, потому что они уже не только впереди колонны, но и способны подмять под себя те силы на Украине, которые справедливо были возмущены действиями Януковича, а до этого — Ющенко и всех остальных, которые мечтали о модернизации Украины. Но какая модернизация возможна с такими лозунгами?

- Так всегда делается. Революция делается романтиками, а ее плодами пользуются негодяи.

- Все мы очень обеспокоены дальнейшей судьбой русских на Украине. Там есть о чем подумать. И это отнюдь не выдуманные образы и угрозы. Иной раз "русский вопрос" превращается в вопрос-перевертыш, который способен очень здорово напортить нашим отношениям с соседями. Например, заявление о создании Среднеазиатского федерального округа вместо Казахстана и центральноазиатских стран прозвучавшее из уст Жириновского. Как вы на это реагируете?

- Что касается судьбы русских на Украине и в Крыму, мне кажется, не надо отделять их судьбу от украинцев, потому что мы — один народ. Нацистская опасность, она одинаково опасна. Я вообще не понимаю, кто такой стопроцентный этнический украинец. Формально я — стопроцентный этнический украинец, но у меня прабабка — немка, а прапрадед — поляк. И что дальше? Эта опасность грозит абсолютно всем в этой ситуации. Что касается Казахстана, то там совершенно другая история. Я не хотел бы во внешнеполитическом плане дискутировать об этом, но как историк могу сказать, что в процессе подготовки, например, моих книг по истории Великой Отечественной войны я очень часто встречался с некоторыми руководителями Казахстана, которые в факультативном плане обращали внимание, сколько у них Героев Советского Союза. Они не разрушают памятники советским воинам, как на Западной Украине, — они их восстанавливают. Они обращали внимание, сколько казахов воевало в дивизии Панфилова под Волоколамском и сколько их было среди 28 воинов-панфиловцев. Память о каждой нашей общей победе для них свята. Мне кажется, что это очень правильно. Для них каждый русский, каждый украинец, призванный с территории Казахстана, — свой. Он — казахстанец, и они им гордятся.

- Назарбаев всегда, когда выступает, говорит фразу по-казахски, фразу — по-русски. Его никто не заставляет это делать.

- В этом есть азиатская мудрость и уважение к общей исторической памяти, на которой строится уважение к общему сегодня.

- Хотя, в принципе, в Киргизии еще есть официальный язык — русский. Что касается развития русского языка, это как раз задача не МИД, а Минкульта. Здесь есть над чем поработать.

- И Минкульта, и Министерства обороны. Безусловно, знание языка друг друга — это не просто удобно. Оно выводит человека на другой уровень культуры и понимания друг друга.

– В журнале Time такой признанный интеллектуал, как Фарид Закария, написал, что в контексте Украины хорошо бы все-таки смотреть не в прошлое, а в будущее, потому что на дворе XXI век и уже новая повестка.

- Мы бы с удовольствием смотрели в будущее, но тогда не ясно, почему бандеровская идеология, идеология украинского нацизма так тщательно хранилась в колбочках все это время? Она хранилась, пока был Советский Союз, финансировались и поддерживались украинские националистические организации в Европе. В последние десятилетия они поддерживались и финансировались на Западной Украине. Мы прекрасно знаем про работу военно-спортивных лагерей по подготовке боевиков. Это вирус нацизма, который очень заразен, и он молниеносно переносится и сразу поражает мозг, причем поражает его навсегда. Поэтому надо смотреть в будущее, но для этого надо поставить диагноз, как в свое время поставили его поставили в Нюрнберге. И от этой болезни надо излечиться, чтобы, не дай Бог, не повторилось то же самое, что было в Европе в конце 30-х годов прошлого века.