"Гетман Сагайдачный" бежал в Одессу

В Вооруженных силах Украины продолжается чистка – деморализованных солдат и моряков экзаменуют на лояльность новому режиму. Сомневающимся в обмен на поддержку обещают квартиры и высокие зарплаты. Самая неясная ситуация – с украинским Военно-морским флотом.

В Вооруженных силах Украины продолжается чистка — деморализованных солдат и моряков экзаменуют на лояльность новому режиму. Сомневающимся в обмен на поддержку обещают квартиры и высокие зарплаты. Непонятно, правда, за счет чего. Пожалуй, самая неясная ситуация — с украинским Военно-морским флотом. От него остались только фрегат "Гетман Сагайдачный" и несколько катеров, спешно эвакуированные из Крыма, где киевские власти собираются расформировать все воинские части.

То, что "Гетман Сагайдачный" стоит пришвартованный где-то в военной гавани, знают, пожалуй, все. Боевых морских офицеров с этого корабля можно встретить у КПП в порт, но все они получили приказ молчать и ничего не комментировать, особенно если вопросы задаются с "московским" акцентом.

Теперь все то, что касается "Сагайдачного", — военная тайна, хотя фрегат можно хорошо рассмотреть с возвышенности над портом. Его бортовой номер, вооружение, навигационное оборудование — корабль стал ярким штрихом в панораме портовой Одессы.

Флагман Военно-морского флота Украины "Гетман Сагайдачный" уже несколько дней стоит на якорной стоянке в порту Одессы. С одной стороны он надежно прикрыт береговой линией, с другой — военными катерами. Хорошо видно, что на корабле есть движение, ходят люди в военно-морской форме, а это значит, что команда — на корабле и, возможно, совсем скоро он снимется с якоря и выйдет в открытое море.

Меры предосторожности приняты особенные: у входа в военно-морскую часть не только вооруженные солдаты, но и наряды полиции — негласный приказ задерживать и передавать всех подозрительных людей, особенно с видеокамерами, в СБУ или в полицию работает. Члены команды корабля запуганы начальством. Особенно внимательно следят за этническими русскими.

Александр Якименко, полковник в отставке, офицер в четвертом поколении, человек, который может сказать хоть что-нибудь о ситуации вокруг военного фрегата. Он называет прибытие "Сагайдачного" в Одессу "бегством".

"Он здесь только ради одной цели — хоть что-то надо спасти от этих немощных украинских Военно-морских сил. Другой цели нет. Люди вынуждены выполнять приказы, которое дает им сегодняшнее правительство", — отметил Александр Якименко.

Якименко знаком со многими офицерами. Все они рассказывают о плачевном состоянии кораблей и о том, что Одесса — единственное место, куда бы мог перебазироваться флот Украины. Теперь он остается здесь, состоящий из одного фрегата и четырех военных катеров.

"Наверное, будет стоять до тех пор, пока не придут те силы, которые скажут: хватит, поигрались в войнушку, надо строить новую нормальную страну", — считает Якименко.

Чтобы хоть как-то удержаться и удержать военных моряков от увольнения и перехода на сторону Крыма, нынешняя власть обещает несметные богатства: квартиры, большие зарплаты и щедрые социальные пакеты. Вот только офицеры в это мало верят.

"Никакие подарки в виде квартир, непомерных заработных плат этих моряков не удержат. Это забытая армия, никем не поддержанная, не ухоженная, разваленная до самого дна и предыдущими президентами, и всеми теми, кто в годы независимости занимался только развалом страны", — уверен Якименко.

Теперь "Сагайдачный" и несколько ржавых катеров и есть Украинский флот, сбежавший из Севастополя. Из разговоров самих военных понятно, что многие из них потеряли веру в командование, деморализованы и в светлое будущее не верят. Крым где-то очень далеко, и это теперь — новая история. И сейчас даже в безопасной пока Одессе большой военный фрегат "Сагайдачный" стоит, словно запертый под замком, и идти ему некуда.