Легионеры СС прошли маршем по Риге

МИД России осудил шествие эсэсовских легионеров, которое прошло в Риге в минувшее воскресенье. Внешнеполитическое ведомство назвало акцию "надругательством над памятью миллионов жертв нацизма". Помимо пожилых эсэсовцев, участие в этом мероприятии приняли также и молодые латыши.

МИД России осудил шествие эсэсовских легионеров, которое прошло в Риге в минувшее воскресенье. Внешнеполитическое ведомство назвало акцию "надругательством над памятью миллионов жертв нацизма". Помимо пожилых эсэсовцев, участие в этом мероприятии приняли также и молодые латыши.

В морщинах и они, и их мундиры. Тех, кто шаркающей походкой переступает порог Домского собора, настоящих латышских легионеров СС, осталось всего несколько человек. Но с ними идут сотни новых людей — молодых бойцов идеологического фронта. Вот надпись на плакате: "Латышская борьба еще не окончена". Перед входом в собор, на памятное богослужение, проходит инструктаж: где встать, как правильно держать государственные красно-бело-черные флаги. Солдат, воевавших под знаменами Вермахта, здесь считают национальными героями.

Основная мысль: легионеры СС сражались за независимость Латвии. Создан Латышский легион был только в 1943 году: после поражения под Сталинградом нацистской Германии просто не хватало пушечного мяса. Фюрер, наконец, взглянул на латышей снисходительно. Прибалты присягнули Гитлеру. Хотя они предлагали свои услуги гораздо раньше, Гитлер просто считал их недостойными, "недоарийцами".

Пенсионер Эдуард очень просит показать его по телевизору: он латыш и не хочет, чтобы считали, будто в современной Латвии бывших эсэсовцев чтят все. "Они воевали все-таки в немецкой армии, эта армия нападала, — говорит он. — Мой отец убежал, не хотел туда пойти легионером, он пошел в Советскую армию".

Но тех, кто чтит — сотни. Ради них перекрывают движение. Шествие идет чинно, с песнями. В руках — цветы. В центре Риги приняты беспрецедентные меры безопасности. Полиция обязала журналистов надеть жилеты с опознавательными знаками, как во время боевых действий. Стражи порядка уверяли: это поможет отличить журналистов от возможных провокаторов.

В Риге на парад ждали украинский "Правый сектор" (запрещена в РФ). Их ведь звали: латвийский министр Эйнар Цилинскис ездил на Майдан, приглашал единомышленников в гости, когда найдется время. И вот — такая знакомая по Майдану символика, плакат на украинском. Содержание — под стать флагу. Это то, чего так опасалось латвийское правительство, заранее открестившееся от марша, хотя и не запретившее его. Хотя премьер республики Лаймдота Струйюма заявила, что отправит в отставку любого министра, который посетит мероприятие. И она действительно уволила Цилинскиса, который вместе с депутатами из правящей коалиции пришел на шествие. "Фашизм не пройдет! Позор" – неслось политикам вслед.

У Третьего рейха на Латвию или, точнее, часть рейхскомиссариата Остланд, были свои планы: три четверти жителей выслать в Сибирь, свободную территорию заселить немцами. "Одних евреев здесь было уничтожено 70 тысяч за первые полгода", — говорит член Латвийского антифашистского комитета Эдуард Гончаров.

Гости из Берлина приехали в Ригу, чтобы выразить свой протест. "Все кто были связаны с Вермахтом, не могут быть прославляемы как борцы за свободу ни в Латвии, ни в Германии, ни в любом другом месте, — говорит Корнелия Керт, участница антифашистского движения. — Мы видим, как мало людей в Риге протестует против этого марша. И мы решили показать, что мир все это видит".

Автобус с антифашистами из Германии дважды останавливали по дороге: два часа на границе, которой, вроде, нет, еще пять — перед въездом в город. Проверяли паспорта, фотографировали плакаты. Эстонских антифашистов вообще в Ригу не пустили. Немцы доехали и уверяют, что им бояться больше нечего. Самое страшное в их жизни уже произошло.

Вот Ханс, его родители были участниками движения сопротивления — казнены в Берлине. Вот фрау Агнес Диттард, ее отец убит нацистами в Дахау. Она еще переспрашивает: "Вы ведь знаете Дахау? Все в мире знают Дахау. Мой отец был убит нацистами. Он был в Дахау с 1938 по 1942 и был подвергнут так называемому "медицинскому исследованию". Его заразили туберкулезом. После этого он умер ".

Но ни их свист, ни крики негодования не долетят до адресатов. От шествия, которое идет через центр города к главному монументу страны, памятнику Свободы, антифашистов отделяют два кордона полиции. Пикет антифашистам разрешили, но отодвинули подальше. Вместе с фотографиями, которые красноречивее слов. Так спокойнее.