Тема:

Исчезновение Boeing в Азии 1 месяц назад

Малайзийская загадка: исчезнувший Boeing оставил одни вопросы


фото EPA


фото EPA

К поискам таинственно исчезнувшего над Южно-Китайским морем Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines подключились уже 26 стран. Беда — общая. На борту были и россиянин, и украинцы. И вот вроде разглядели какие-то обломки в Индийском океане – в двух тысячах километрах от Австралии. Но вновь осечка.

К поискам таинственно исчезнувшего над Южно-Китайски морем Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines подключились уже 26 стран. Беда — общая. На борту были и россиянин, и украинцы. И вот вроде разглядели какие-то обломки в Индийском океане — в двух тысячах километрах от Австралии. Но вновь осечка. А, может, самолет все-таки угнали, где-то сейчас развивается драма, подобная сериалу "Остаться в живых"?

Австралийские обломки, увы, не принадлежат разбившемуся Boeing. А ведь сколько было надежд... Специалисты даже посчитали, что обнаруженный кусок чего-то длиной в 24 метра может быть частью крыла. А кто-то даже прикладывал к изображению профиль Boeing-777, и казалось, что это и есть самолет. Но интернациональный поисково-спасательный флот исследовал указанный квадрат, и стало понятно: это не он.

"Мы хотим найти эти объекты, поскольку они помогут нам найти людей, которым нужна помощь. Мы обработали большой массив информации. И для нас по-прежнему самое главное — найти людей и спасти их", — заявил представитель Австралийского управления морской безопасности Джон Янг.

Малайзийский Boeing рейса МН-370 Куала-Лумпур — Пекин отправился в свой последний рейс в ночь на 8 марта в 0:41 по местному времени. Взлет, набор высоты, занятие эшелона — десять с половиной тысяч метров. Крейсерская скорость — 870 км/ч. Через сорок минут диспетчер сообщает командиру воздушного судна, что самолет покинул воздушное пространство Малайзии и дальше его поведет вьетнамский диспетчер. Один из пилотов отвечает: "Хорошо, вас понял". И в это же время на борту отключается или кто-то отключает систему авиационной связи. Она отвечает за мониторинг полетных данных и автоматически передает информацию наземным службам.

После этого самолет разворачивается налево, ложится почти на обратный курс, снова пересекает Малаккский полуостров. После отключения бортового приемо-передатчика для наземных гражданских Boeing становится невидимым. Ни о проблемах на борту, ни о чрезвычайных внешних обстоятельствах экипаж не сообщает. Военные еще какое-то время ведут самолет, наблюдая, как он набирает высоту почти в 14 километров и удаляется в сторону Андаманских островов, если, конечно, это тот самолет. А потом Boeing совсем исчезает с экранов радаров. Только через пять с половиной часов авиакомпания Malaysia Airlines делает официальное сообщение о пропаже без вести своего самолета.

По некоторым данным, связь борта со спутником последний раз была спустя 7 часов после его пропажи в районе Индийского океана. В первые дни появлялись сообщения, что мобильные телефоны пассажиров находились в зоне действия сети, — якобы при попытке связаться с ними на том конце были длинные гудки. Но если это правда, то местонахождение телефона можно было бы легко определить, ведь это произошло в одном из самых густонаселенных районов мира. Настоящий Вавилон. В этот рейс отправились 227 пассажиров из 14 стран, но их родственники звонков со словами "все нормально, я долетел" утром так и не дождались.

Самые крепкие старались держаться — самолет не найден, место крушения неизвестно, значит, шансы еще есть. К концу первой недели поисков уверенность в благополучном исходе окрепла у многих. Boeing или то, что от него осталось, никак не могут найти. Поиски охватывают уже чуть ли не половину Азии — от Казахстана до Австралии. Расчет прост: от места последней отметки на радаре циркулем откладывается расстояние семичасового полета — именно на столько хватило бы запаса керосина в баках.

На фоне бесплодных поисков рождаются версии — вплоть до самых фантастических. Самолет угнали террористы на острова, коих в Индийском океане множество, или в мятежный Афганистан — к талибам. Может, для получения выкупа, а может, хотят превратить его в летающую бомбу. А если Boeing похитили инопланетяне? Или он исчез в черной дыре?

В пользу первой версии говорят и маневры самолета перед исчезновением. Угонщики рванули резко вверх, чтобы вырубить пассажиров и бортпроводников. Разреженный воздух — кислородное голодание — потеря сознания. Но это вряд ли. Кислородные маски не спасли бы и пилотов. На высоте 14 километров давление воздуха настолько низкое, что даже наддув кабины не обеспечивает необходимую концентрацию кислорода. На квартире пилота того самого борта Захари Ахмад Шаха находят самодельный авиатренажер. И вроде бы в него были загружены данные по пяти аэродромам в районе Индийского океана, в том числе по взлетно-посадочной полосе аэродрома военной базы США Diego Garcia, но почти все они короче той, что нужна для посадки Boeing.

История мировой авиации накопила уже солидный багаж доказательств, что самолеты могут-таки исчезать бесследно. Или почти бесследно. В 1937 году в Новой Гвинее пропал самолет одной из самых известных в мире авиаторов — Амелии Эрхарт. Сразу после Второй мировой над Бермудами исчезли пять торпедоносцев Avenger .Так родилась легенда Бермудского треугольника.

В октябре 1972-го в Андах терпит бедствие лайнер с регбийной командой на борту. Борт направлялся из Уругвая в Чили, но смог долететь только до Анд. Несчастных искали 72 дня. Нашли. Каннибализм помог выжить лишь шестнадцати из 45, что были на борту.

Через семь лет из Токио в Лос-Анджелес вылетает грузовой Boeing-707. Больше его никто не видел. Еще через 20 лет в одной из египетских авиакомпаний пилотом оказался исламист-самоубийца, который и направил самолет носом в океан. А самый успешный угон без жертв случился 25 мая 2003 года из аэропорта Луанды в Анголе. Неизвестным был угнан тогда старый Boeing-727. Спецслужбы США, Великобритании и Франции искали его два месяца, но так и не нашли. Возможно, он был перерегистрирован нелегально и сейчас продолжает летать. Из последнего — исчезновение в Серове Ан-2. Останки пассажиров и обломки самолета найдены были только через год там, где, как утверждают волонтеры, они проходили несколько раз.

Но как мог исчезнуть огромный лайнер в самом густонаселенным районе мира? Ведь Вьетнам, Таиланд, Индонезия и сама Малайзия обладают мощными системами противовоздушной обороны, чтобы легко обнаружить и сбить самолет, который не отвечает на позывные "свой-чужой", не говоря уже про такие военные супердержавы региона, как Индия и Пакистан, над территорией которых пришлось бы лететь до Афганистана? Оказывается, пассажирским самолетам вполне по силам преодолеть системы ПВО.

А если пилот готовился к захвату серьезно, то он наверняка отрабатывал и такой важный элемент, как нырок, когда самолет резко снижается и на высоте 100-200 метров над поверхностью подходит к цели. Радары его не видят. Так летают, например, наши стратеги на Ту-160. Малазийский Boeing, захваченный террористами, вполне мог именно так себя и повести. А может, гражданские диспетчеры не видели малазийский борт потому, что он сел на хвост другому самолету, точнее шел сзади, чуть выше или чуть ниже на минимально безопасном расстоянии?

Технически и теоретически это возможно. На экранах радаров такая спарка выглядит как одна засветка. А потом в нужном месте Boeing якобы отделился и улетел в одному ему известном направлении. Вряд ли он летел в Афганистан. Те, кто управлял самолетом, должны были знать, что там воздушное пространство целиком контролируют американцы и неопознанный борт они собьют, не раздумывая, если, конечно, это не была согласованная акция. Пока в этой истории одни только вопросы.