Столица веселья

Второго мая исполняется 285 лет со дня рождения Екатерины Великой, важнейшего действующего лица не только российской, но и московской истории. Принято считать, что государыня-матушка Москву не слишком жаловала. Однако на деле Екатерина сделала для Москвы очень много. Колонка Александра Можаева.

Второго мая исполняется 285 лет со дня рождения императрицы Екатерины Великой, важнейшего действующего лица не только российской, но и московской истории. Принято считать, что государыня-матушка Москву не слишком жаловала, то начиная, то бросая сумасбродные градостроительные начинания. Однако на деле Екатерина сделала для Москвы очень много, а её Генплан развития города "единственно—впредь—навсегда" действительно остается лучшим и нечеловечески актуальным.

Сложность отношений Екатерины Второй и второй (на тот момент) русской столицы состоит в том, что императрица далеко не сразу поняла и приняла этот странный город. Странный, прежде всего, для стороннего, нерусского взгляда, а Екатерина Алексеевна родилась в Пруссии и до 14 лет росла совершенно нормальной немкой. Но когда оказалось, что её дальнейшая судьба связана с Россией, девушка отнеслась к этому в высшей степени ответственно: крестилась, научилась прекрасно владеть языком, приняла Россию как вторую родину. Как говорила сама – "я от природы была склонна и привычна исполнять свои обязанности". Но даже при столь достойном усердии, понять Москву такой, какова она есть, а не каковой бы её хотелось видеть, было непросто.

Екатерина, как известно, оказалась пассионарнее своего супруга Петра Федоровича и довольно скоро от него избавилась. В сентябре 1762-го она прибыла в Москву на свою собственную коронацию и прожила здесь до середины следующего года. Присмотревшись, Екатерина вынесла вердикт: "Град сей древний, что театральная хоромина: пышность и золото слепят очи, а за кулисами пыль да грязь»". И тут же распорядилась о преобразовании Комиссии для строительства Санкт-Петербурга в Комиссию для строительства Санкт-Петербурга и Москвы, дабы "заботиться равным образом и о Москве, которая по древности строения своего поныне в надлежащий порядок не пришла". Запылившейся старой столице пришла пора обновить гардероб в соответствии с требованиями Просвещенной эпохи.

Комиссия попыталась взять Москву лобовым приступом: в 1763 году начат строительством Воспитательный дом на берегу Москвы реки, о котором после метко скажет Осип Мандельштам: "Безумный каменный пасьянс, опьяненье штукатуркой и окнами; правильное, как пчелиные соты, накопление размеров, лишенных величья". Заметим, что одновременно с ним строилась, например, изящнейшая барочная церковь Климента, прекрасно вписывающаяся в узорчатый силуэт Замоскворечья — Москва ещё говорила на совершенно ином художественном языке. Но здесь стояла задача даже не внедрить, а врубить и впаять в преступно нерегулярную Москву новый масштаб и новую тему, рациональную по форме, но по сути совершенно утопичную. "Регулярство содействует ободрению жителей к труду и работе" — то есть предполагалось, что классический ордер со временем истребит русскую привычку к разгильдяйству, будет способствовать росту дисциплины и производительности труда.

Гигантский Воспитательный дом, занимающий целый сектор Белого города, был целиком предназначен для содержания и обучения сирот и подкидышей, дабы "исправлять сердца и нравы народа". Красивая, но слишком экстравагантная затея. Титаническая стройка растянулась на 19 лет, однако за это время было возведено лишь 2/3 проектных площадей (правое крыло достроено в 1950-е). Воспитательный дом, прозванный также Несчастным, испытывал недостаток в кадрах и в средствах, смертность среди воспитанников порой превышала 80%.

В 1768 году Екатерина берётся за ещё более масштабную, циклопическую затею полной перестройки Кремля, этого символа старой, дремучей и неисправимой России. Была поставлена задача вывернуть его наизнанку, преобразить до неузнаваемости и превратить в истинный Третий Рим, окружив гигантскими колоннадами, напоминающими площади Ватикана. Но пока Василий Баженов чертил прекрасные дворцы и форумы для народных собраний, непросвещенная Москва явила свету свои самые худшие качества.

В 1771 году в город была занесена чума. Был шанс не дать заразе распространиться, но бивших тревогу медиков обвинили в упадничестве и паникерстве. Разразилась страшная эпидемия, унесшая жизни половины населения. Чиновники разбежались, чернь взбунтовалась и растерзала архиепископа Амвросия, пытавшегося пресечь распространение болезни. Против Просвещения восстала отвратительная средневековая дикость, и войскам пришлось усмирять её пулями.

Тогда Екатерина пыталась заморозить Кремлёвский проект, но Баженов переубедил её и в 1773 году дворец был заложен в самой торжественной обстановке. А в 1775 году императрица велела остановить стройку и насыпать срытый склон Боровицкого холма обратно. Относительно причин этой перемены до сих пор ведутся споры, но в целом проблему кратко сформулировал историк Карамзин: "Планы знаменитого архитектора уподоблялись Республике Платоновой или Утопии Томаса Моруса: им можно удивляться единственно в мыслях, а не на деле".

Растрепать Московский омут гигиеническими, воспитательными и даже архитектурными средствами оказалось не так просто. Екатерина обругала Москву "столицей безделья", где процветают "жалкие вещи, способные расслабить самый замечательный гений". А москвичей – "сбродом разношерстной толпы, которая всегда готова сопротивляться доброму порядку и с незапамятных времен возмущается по малейшему поводу, страстно даже любит рассказы об этих возмущениях и питает ими свой ум". И, видимо, решила отвлечься на приятное, поручив не утратившему расположения Баженову украсить Ходынское поле чудо-декорациями для празднования заключения мира с Турцией. У-у, это был всем праздникам праздник, это было такое гулянье, какого нам, жителям светлого будущего, и представить непросто.

Идея принадлежала самой императрице. Её воображение представило Ходынский луг Черным морем, а ведущие к нему дороги – Доном и Днепром. Она распорядилась обрисовать контуры суши песком, а на «морской» половине расставить настоящие корабли. Сами же павильоны банкетных залов изображали крымские крепости, выстроенные "на турецкий лад с разными вычурами". А для народа – канатоходцы и фейерверки, четыре жареных быка и фонтаны, бьющие портвейном. Праздник не просто удался, он был невероятен. И не в последнюю очередь императрицу впечатлило то, что вышедшая из доверия Москва вдруг повернулась неожиданной стороною: 60 тысяч непросвещенных московитов "веселились, как только можно", но при этом "все обошлось без малейшего приключения и при всеобщем наслаждении".

Может быть, народ был несклонен к мордобою потому, что ещё не оправился от страшного мора. А может быть потому, что история Москвы не даром ведет свой отчет от княжеского "обеда сильна" — нам это в самом деле свойственно, мы это умеем и любим, и если вы к нам с доверием, с быками да фонтанами, так и мы не подведём. Последствия хорошего поведения оказались для москвичей вполне судьбоносны. В 1776 году Екатерина напишет: "Из наших последних городских начинаний в Москве более всего удались иллюминированные представления на Ходынском лугу. Желание наше после Таврических побед видеть Москву как театру для развлечений и всеобщего удовольствия". Из "столицы безделья" Москва становится "столицей увеселений". Виват, Государыня!

Москва наконец стала ей интересна, и Екатерина Алексеевна увлекается не только строительством развлекательного центра в Царицынском парке, но и распоряжается о разработке генплана. В нём уже не было стремления завязать Москву в морской узел, а были прекрасные и логичные начинания, располагающие к несомненному удовольствию: устройство Бульварного кольца, новых центральных площадей, Водоотводного канала с корабельными гаванями, прудов вдоль русла Неглинки. Потом она увлеклась чем-то другим и перестала в должной мере финансировать работы, но идеи были столь хороши, что большая часть их была постепенно реализована в начале 19 века. И если последующий ход событий превратил Москву в город менее удобный и уютный, чем предполагалось, то это оттого, что градоустроители забыли мудрый завет Екатерины Великой: Москва — столица веселья.