Большая семерка без России и другие чудеса Бога. Реплика Максима Соколова

В Брюсселе 4 июня открывается съезд Большой семерки. Первоначально планировалось, как обычно собрать не семерку, а восьмерку, и не в Брюсселе, а в Сочи под председательством президента России В.В. Путина. Однако произошло непредвиденное.

В Брюсселе 4 июня открывается съезд Большой семерки. Первоначально планировалось, как обычно собрать не семерку, а восьмерку, и не в Брюсселе, а в Сочи под председательством президента России В.В. Путина. Однако произошло непредвиденное.

Россия, вместо того, чтобы приветствовать февральскую революцию на Украине, воссоединилась с Крымом. И сердечному согласию, хотя бы внешнему и чисто для публики, пришел конец.

Причем, поскольку механизмов исключение из G8 не было предусмотрено, клуб был сугубо неформальный, то остальные семь держав во главе с США от восьмерки отсоединились. И образовали новый клуб уже всемером. То есть вернулись к статус-кво, существовавшему 17 лет назад.

Встреча, как обычно, займет два дня. На ней будут рассмотрены традиционные вопросы. А именно: как обеспечить экономический рост, как быть с климатом и противостоять глобальному потеплению, а также как предохранить население беднейших стран Африки от заразных болезней. Все как всегда.

Вопрос, стоит ли с такой помпой собираться для обсуждения все равно не решаемых проблем, возникал еще в те времена, когда Владимир Путин не был к злодеям причтен и заседал в общем синклите.

Эти дежурные вопросы сильно напоминали и напоминают повестку очередного исторического пленума ЦК КПСС по сельскому хозяйству. Заслушали доклад, проводили прения, решения пленума -- в жизнь, а колбасы в магазине все равно нет.

Поэтому при всей важности проблем климата и проблем Африки, главный интерес представляет то, ради чего съезд на этот раз и собирался, то есть обсуждение украинского кризиса и что с ним делать.

Вечером 4 июня 2014 года на рабочем ужине державные вожди как раз и будут кушать это вкусное блюдо. Как они его будут кушать и что они в итоге выкусят, мы еще не знаем, но уже сейчас очевидно, что без участия России обсуждение будет малопроизводительным.

По той причине, что кризис давно уже обсуждается, и позиции держав давно и ясно очерчены. Державы, находящиеся за океаном, то есть США и примкнувшая к ним Канада, настроены крайне решительно -- "Вперед, и горе Годунову!".

Европейские державы более сдержанны, потому что всю эту украинскую кашу предстоит расхлебывать непосредственно им -- географическую карту пока еще никто не отменял.

Поэтому картина такая, что во главе G7 скачет Барак Обама на горячем коне и кричит: "Вперед, чудо-богатыри!", а сзади уныло тащатся европейские союзники, которым смертельно не хочется во все это влезать.

Выжидательная тактика России, которая держит паузу, картину только усугубляет.

Россия как бы говорит: "Пожалуйста, мы не вмешиваемся, и что? Вам это нравится?".

Поскольку ни одному вменяемому человеку нравиться это никак не может, разногласия между союзниками только растут, а что делать никто не знает.

Как раз Россия как свежая голова, может быть, и подсказала бы, как сообща вылезать из этой трясины, во всяком случае, выслушать ее было бы не лишним, но нет, так нет. Паузу можно и дальше продлить, предоставив вождям Запада запутываться окончательно.

Может быть, и поэтому уже пошли осторожные пробные шары в том роде, что поругались и хватит, пора бы и возвращаться к прежнему жанру G8. Поживем -- увидим. У Бога чудес много.