Как возник, так и исчезнет

Как возник, так и исчезнет

Над знаменитой усадьбой Лопухиных, в которой находится Музей Николая Рериха, нависла угроза, так хорошо знакомая другим столичным объектам культуры. Угроза изъятия и выселения. Обещания государства, данные когда-то сыну Рериха, что музей будет общественным и продолжит свою просветительскую миссию, не выполнены. Так сохранит ли Россия уникальное наследие философа и живописца?

По лампочкам в ущельях тысячекратно уменьшенных Гималаев можно отследить маршрут знаменитой экспедиции Николая Рериха по Центральной Азии. Картины, многие из которых написаны в седле, позволят прикоснуться к тайнам Индии. Фотографии в руках экскурсовода вернут в наши дни.

"Вот картинка - на ней ни полов, ни стен, ни потолков. Все это было разбито, как после бомбежки. И все это было восстановлено. Вот портал. Он тоже восстановлен, - показывает Ирина Дьяченко, сотрудник Центра-Музея имени Н.К. Рериха. - Сейчас там портрет Николая Рериха кисти его сына Святослава".

2006 год. В усадьбе Лопухиных торжественно открывают воссозданное по всем канонам реставрационной науки красное крыльцо семнадцатого века. Здесь наверняка прогуливался Петр I - Лопухин был его тестем. Тут гостила императрица Екатерина. Фотографии в стиле "что было и что стало" главный архитектор Центра Ирина Красавцева со дня открытия так и не снимает. По ним легче пояснять, что красное крыльцо - лишь эпизод в кропотливой работе, что ведут здесь с начала девяностых.

"До тысячи кубов было земли просеяно, просмотрено, чтобы выявить все, что сохранила эта земля. И мы в будущем музее, посвященном реставрации, мы все это предоставим", - говорит Ирина Красавцева-Байда, главный архитектор Международного Центра Рерихов.

В том, что такой музей появится, да и этот сохранится, сотрудники Центра Рериха теперь очень сомневаются. Их выселяют. В руках у замдиректора, копия той самой статьи Святослава Рериха после, которой Горбачев в 89-м лично пообещал, что Центр будет именно общественным, а не государственным.

"Эти условия были приняты. Для музея передавалась усадьба Лопухиных. Это тоже одно из условий. Вот так мы возникли в этой усадьбе", - первый заместитель генерального директора Центра-Музея имени Н.К. Рериха Александр Стеценко.

Как возникли, так и исчезнете. В постановлении №1121, что вышло сразу после смерти последнего Рериха, формулировка, конечно, помягче, но смысл едва ли другой. Решение о возвращении усадьбы государству возникло словно из ниоткуда. В тексте ссылка на волю вдовы Святослава Рериха. Вдова была недееспособна, уточняет Александр Стеценко. Это махинации секретарши, которая в Индии уже много лет под подпиской о невыезде.

Четырнадцать лет о постановлении никто не вспоминал, усадьбу Центр восстанавливал за свои средства, но в прошлом году память к чиновникам неожиданно вернулась. Заседаний было уже несколько. К чему тяжба - в музее Рериха даже гадать не пытаются. Запутанной и нелепой кажется эта история.

"Выселение из усадьбы Лопухиных означает разрушение музея, созданного Святославом Рерихом. Это означает уничтожение музея", - говорит Александр Стеценко.

С великолепным ремонтом на супердорогой земле в самом центре Москвы - усадьба Лопухиных очень привлекательный объект. То, что здесь еще много работы для реставраторов, тем, кто положил глаз на дом с флигелем, похоже совсем не интересно.

Пока юристы ходят по судам, реставраторы Центра Рериха продолжают свою работу. Их ближайшие планы - восстановить каретный двор, разрушенный в двадцатые годы. Успеют ли строители взяться хотя бы за фундамент, будет понятно уже 7 апреля. На эту дату назначено очередное судебное заседание.

Сегодня

Вы можете получать оповещения от vesti.ru в вашем браузере