Тема:

Транспортный коллапс 16 лет назад

Плохие дороги стали общенациональной проблемой

Качество дорог постоянно обсуждается на самых разных уровнях. Но, тем не менее, эта проблема как была, так и остается одной из самых насущных. Более того, она настолько укоренилась в сознании россиян, что постепенно приобрела некий общенациональный характер.

Качество дорог постоянно обсуждается на самых разных уровнях. Но, тем не менее, эта проблема как была, так и остается одной из самых насущных. Более того, она настолько укоренилась в сознании россиян, что постепенно приобрела некий общенациональный характер.

Велик и могуч русский фольклор. На каждый случай – несколько мудрых истин, порой, друг-другу противоречащих. Вот, к примеру: "лучше дорога в ухабах, чем бездорожье". А с учётом состояния отечественной проезжей части, выражение "скатертью дорога" сейчас можно расценить, как пожелание удобства, комфорта в пути".

В отличие от бременских музыкантов, российским водителям родные дороги не дороги. Проехать по Рижской трассе – дорогого стоит. Как по минному полю. Если машина целёхонькой останется – считай, что в рубашке родился.

Уникальный кадр: в Воронеже машины объезжают дорогу по обочине. И не удивительно, потому как дорога просит кирпича. Кирпичом её и заделывают. Правда, кладка корявая получается. Вот и выходит: все дороги по весне ведут в... автосервис.

В Ростове улицы, местами, как после войны. Редкий случай: гаишники штрафуют дорожников.

"Этот участок дороги похож на последствия бомбардировки, как видите, – показывает сотрудник отделения пропаганды УГИБДД по Ростовской области Раид Фатхудинов. – Сотрудники ГИБДД неоднократно выносили предупреждения дорожным службам, но меры не предприняты. К тому же, смешная административная ответственность за это. Всего 2000 рублей штрафа".

Ростовские блюстители дорожного порядка даже предлагают ввести административный арест для дорожных горе-строителей. А в Смоленске им уже готовят передачи. Местные автовладельцы помещают в почтовые коробки диски своих машин с наклейкой: хватит терпеть, пора менять.

"Мы отошлём это руководству организаций, отвечающих за дороги, – обещает участник акции. – Это будет им хорошим напоминанием того, что надо делать всё во время и качественно".

У Аллеи героев, в городе-герое, появился памятник смоленским дорогам – разбитый "Запорожец"."Не пора ли купить БТР?" – вопрошают собравшиеся. Так здесь проходила акция "Колёса против ям". На груде дисков с гнутыми ободами – надписи: "Пал смертью храбрых", "Ещё недавно он радовался жизни" и "Сколько ещё придётся сменить"?

А эти огромные куски гипса – слепки смоленских дорог. Сверхоригинальная идея доведённых до ручки мастерка смоленян! Вот, кстати, самый глубокий и широкий слепок, снятый на улице Соболева, у чулочной фабрики. А это уже другая акция, но тоже в Смоленске, под названием – "Дураки или дороги". С упрёком к местной власти: вы что, мол, нас дураками считаете, раз вынуждаете по таким дорогам ездить. На этой встрече чиновники отдувались через мегафон, но от этого претензии к ним стали звучать ещё громче.

Но кто бы ни был виноватым, меньше от этого ухабов на дорогах не станет. Новых дорог пока меньше, чем старых, построенных в советское время. Ведь тогда не думали и не гадали, что жить придётся в другом ритме, когда время – деньги, а скорость и грузы – большие деньги. К тому же, исходные данные в СССР брались из расчёта 60 автомобилей на одну тысячу человек. В США, к примеру, так было в 1912 году.

"Те дороги, которые строились ранее, они, действительно, предназначены под другую нагрузку и машины их разбивают", – поясняет Игорь Левитин, министр транспорта РФ. Есть и другая беда у второй беды России – климат. Вот, в Бразилии, к примеру, зимой, как у нас летом. Температура ниже нуля почти не опускается. А у нас: шаг выше, шаг ниже нуля – и дорога убита. Растаял снег, просочилась влага – и дорога размыта. Тут ещё и инфляция с низкокачественным импортным материалом – тоже фактор брака.

"И вот таким образом повышение цен и низкое качество стройматериалов на прямую влияет на строительство дорог", – поясняет Игорь Левитин.

Тадджудину из дагестанского Хасавьюрта одному дорогу строить не по силам, а вот по части ремонта – он целой бригады стоит. Каждое утро мастер-самоучка выезжает на трассу на своём грузовом мотороллере и доказывает окружающим, что и один в поле воин. За десять лет дорожного альтруизма у него выработалась собственная технология, не зависящая ни от цен на стройматериалы, ни от их качества.

"Когда без битума работаешь, щебня и гравия много требуется", – поясняет Таджуддин Сейдуллаев.

А началось всё с того, что во время проповеди в мечети Таджуддин услышал: богоугодное дело – всё равно, что хадж в Мекку. Вот и решил за неимением средств на паломничество тратить пенсию на дорогу в рай.

"Это дело в душу вошло. Хочется делать дорогу ради Аллаха. Мало жить осталось, хочу что-нибудь полезное сделать", – говорит Таджуддин.

В селе говорят: там, где прошёл Таджуддин – дорожным мастерам делать нечего. Ему постоянно предлагают деньги, но он принимает помощь только в виде стройматериалов.

"Его латки – не как у других. Годами держаться, с позапрошлого года в норме", – говорят местные жители.

По дороге Таджудина Стас ездил не раз. Служил контрактником в Дагестане. На заработанные деньги решил купить машину. В Москве она и прокатить, и прокормить сможет. Он долго присматривался, приценивался и в итоге выбрал. Пара часов на оформление – и Стас пополнил ряды автовладельцев.

Качество дорог Стаса не особо волнует, в столице они более-менее приличные. В Москве проблема в другом. Со счастливым обладателем новой машины хорошее настроение распрощалось при встрече с первой же пробкой.

"Эйфория улетучилась с первой задницей впереди идущей машины. Получается так", – вздыхает автолюбитель.

Стоять в пробке, ехать в пробке, а потом лететь, как пробка. Знакомые для жителей мегаполисов ощущения. Вот и получается парадокс: в Москве, буквально кишащей заторами на дорогах, самое распространённое нарушение – превышение скорости.

Бывший главный гаишник страны, сенатор Владимир Фёдоров, начинал инженером по организации дорожного движения. Подробно изучал мировой опыт борьбы с пробками и пришёл к выводу: страдают от них те, кто их же и создаёт.

"Я знаю опыт Египта, когда на каждом перекрёстке загорается красный свет, и полицейские выходят цепью и не пропускают. У нас есть линия "стоп", но за это нет строгого наказания. Я считаю, что процентов на 30 сами водители виноваты. Желание проскочить, задавить, быть впереди всех", – говорит сенатор.

Пробки, по его мнению будут, от них не куда деться. Задача в том, чтобы они двигались.

"Общественный транспорт берёт много пассажиров. За рубежом автобусы, трамваи работают по минутам. Проблема во многом решится, если мы восстановим общественный транспорт. Вот в Лондоне никто на своей машине в центр не ездит, потому что дорого. Едут на автобусах или такси", – поясняет Владимир Федоров.

Но нет худа без добра. В пробке можно узнать последние новости по радио, послушать музыку. Как говорится, лучше плохо ехать, чем хорошо идти. Ведь из одного конца Москвы в другой пешком не попадёшь.

Но лиха беда – начало. В Москве готовится к претворению идея массовой пересадки людей с автотранспорта на электропоезда. Пойти на это людям придётся сознательно и вынужденно. Исходя из удобства и логики. По логике министра транспорта.

"Получится так, что комфортный электропоезд доставит пассажиров с вокзала на пригородную станцию за 30 минут, когда на машине или автобусе придётся ехать часа полтора", – поясняет Игорь Левитин.

В Питере уже действует сеть перехватывающих парков. Оставляешь машину у станции метро и едешь дальше под землёй, минуя наземный транспортный коллапс. Вместо чека на таких стоянках выдают проездной на три поездки. Причём, утром билет – вечером деньги. "Вы должны хотя бы один раз использовать его в метро, – поясняет кассир. – Если вы не используете, то стоить будет 115, а если хоть одну, то 45 рублей."

В России всё ещё не отрегулировано транспортное законодательство. Города разрастаются и вширь и ввысь, а планированием дорог толком никто не занимается. А вот когда наступит время «Ч», то по мнению учёных, без решительных мер не обойдётся.

"Начнём менять градостроительную практику, – говорит руководитель НИИ Транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. – Мы наткнёмся на то, что отводы земли для транспорта застроены домами. Их сносить придётся".

Так было во всех крупных странах. Сейчас же получается, что главную городскую дорогу расширяют до невозможности, а параллельные – нет. При этом никто не следит за парковкой.

"У нас как в лесу: есть главная дорога – это Тверская и по бокам, – говорит Михаил Блинкин. – Какая у нас там, Большая Никитская? Это не дорога. Это – дневная парковка. Надо идти с опущенными ушами".

В Красноярске к нарушителям парковочного регламента милиционеры применили нестандартный подход. Привлекли к рейду школьников и провели спецоперацию под кодовым названием "Верблюд". Корабль пустыни стал грозой красноярских автовладельцев.

После короткого инструктажа юные напарники инспекторов ГАИ отправляются на задание. В руках стопка магниток с надписью: "Автопарковки нету тут. Тут паркуется верблюд".

"Это мы приклеиваем к каждой машине, которая нарушила правила дорожного движения, парковку", – поясняет участница акции.

Делается всё незаметно для водителей. Так, чтобы для них предупреждающий жёлтый треугольник позже стал неприятным сюрпризом. Вот инспектор делает отвлекающий манёвр, а мальчик крепит магнитик на дверь. А в этом случае устами школьника глаголет истина.

В этом-то и смысл акции. Дети заставляют взрослых краснеть. Правда, нравится такое школьно-гаишное сотрудничество не всем.

Выбор символом акции верблюда имеет глубокий смысл. Даже несколько смыслов.

"Верблюд у нас ассоциируется с транспортным средством, – говорит Юлия Глушкова, инспектор по пропаганде. – Он тоже занимается и пассажирами и грузоперевозками. Во-вторых, верблюд, когда устаёт, ложится там, где хочет. А автомобилист, который припарковался с нарушением, плюёт на других. Это третья причина".

А это снова столица, пробочный рекордсмен страны. Здесь живёт Александр, один из немногих, кому московские заторы не страшны. У него виртуальный антипробочный штопор. Компьютерная программа, позволяющая объезжать пробки. Разработка его компаньонов, московских программистов.

"Наблюдаем то, что мы едем, а народ справа либо стоит, либо еле-еле едет, – говорит Александр Кирш, предприниматель и автовладелец, – Благодаря системе, устроили маленький объезд. По дороге-дублёру, о котором не знают многие".

Приятный женский голос подсказывает, куда свернуть, благодаря следующему: как только машина замедляет ход на табло КПК появляется вопрос: "вы в пробке?" В зависимости от ситуации Александр нажимает на "да" или "нет". Информация поступает на сервер от нескольких сотен абонентов, находящихся в различных концах города. После обработки данные о беспробочных маршрутах возвращаются в КПК по Интернету.

Система командует "Поворот на лево". Александр улыбается: "А прямо не получится, потому что всё забито. Система знает и рекомендует свернуть налево, а не толкаться в этой пробке и минут сорок торчать".

Нельзя сказать, что Александр вообще не попадает в пробки. Редко, но всё-таки бывает. Мало пока у системы абонентов, потому контролировать всю ситуацию она не в состоянии.

Эта система не сокращает время в пути, но позволяет приехать во время. А тем, у кого её нет, Александр советует запастись терпением. Ведь не спроста же на Руси ещё в древности говорили: тише едешь – дальше будешь.