Крушение Boeing под Донецком: ответы и аналогии можно найти в прошлом

Крушение малазийского Boeing-777 на территории Украины — уже не первое в истории страны. Подобная трагедия уже происходила 13 лет назад. В октябре 2001 года украинская зенитная ракета С-200 сбила самолет Ту -154 авиакомпании "Сибирь", который выполнял рейс по маршруту Тель-Авив — Новосибирск. Тогда погибли 78 человек. А в этом году с радаров пропал еще один малазийский Boeing, найти его не удалось до сих пор.

Крушение Boeing под Донецком: пока список вопросов растет, ответы или хотя бы аналогии можно поискать в прошлом.

Самолет-призрак "Малазийских авиалиний" — март 2014 года. Тот же Boeing-777, примерно столько же пассажиров и сравнимое число жертв. Но, в отличие от Донецка, нет никаких фото- и видеосвидетельств. Самолет исчез с радаров в районе Южно-Китайского моря. Расследуют катастрофу власти Малайзии при участии экспертов со всего мира. Однако спустя почти пять месяцев головоломка не разгадана.

22 августа 2006 года. Катастрофа с похожей географией: у поселка Сухая Балка Донецкой области упал Ту-154 "Пулковских авиалиний". Экипаж пытался обойти грозовые облака, но не сбоку, а сверху. Ушел в плоский штопор, врезался в землю на скорости триста километров в час. Выживших нет. Погибли 170 человек, 49 из них — дети.

И наконец, страшный сценарий, который Киеву припоминают и 13 лет спустя. 2001 год. Рейс Тель-Авив-Новосибирск. Самолет сбит украинской зенитной ракетой С-200 над Черным морем. Это – официальный вердикт Межгосударственного авиационного комитета.

Роковая ошибка на ракетных стрельбах: по стечению обстоятельств украинцы промахнулись, пытаясь поразить учебную цель. По другой версии, мишень изначально опознали неправильно. А значит, как только ракета была выпущена, катастрофа стала неотвратимой, попадание было точным.

По мнению некоторых экспертов, например, британца Чарльза Хеймана, такая же ошибка — неверная идентификация цели военными могла привести к авиакатастрофе в Донецке. В случае с 2001 годом Киевский суд вину украинских военных не признал, выплата компенсаций идет со скрипом.

Еще один интересный, но почти забытый эпизод произошел в 1988 году. Airbus иранских авиалиний сбит ракетой, выпущенной с американского крейсера. Погибли 290 человек. Американцы объяснили, что приняли лайнер за военный самолет. Джордж Буш-старший, тогда еще вице-президент США, заявил, что извиняться не будет. Хотя компенсации потом Вашингтон выплатил.

Было ли крушение Boeing под Донецком ошибкой или провокацией, и с чьей стороны, покажет расследование. Но это уже один из печальных уроков не только авиационной, но и мировой истории.

Сегодня