Тема:

Лихорадка Эбола 1 год назад

Смерть из джунглей: биологическое оружие или "утка" СМИ?


фото EPA


фото EPA


фото EPA


фото EPA

Лихорадка Эбола стала угрозой международного значения. Такое заявление на неделе сделала Всемирная организация здравоохранения. Таинственная болезнь, от которой умирают 90 процентов заболевших, привлекает внимание не только врачей, но и военных.

Лихорадка Эбола стала угрозой международного значения. Такое заявление на неделе сделала Всемирная организация здравоохранения. Таинственная болезнь, от которой умирают 90 процентов заболевших, привлекает внимание не только врачей, но и военных.

Как выясняется, разработку вакцины от этой лихорадки финансировал Пентагон, и все права на лекарство принадлежат правительству США. Зачем это было сделано? В теории на этот вопрос есть два ответа. Первый: по сути, вирус Эбола представляет собой идеальное биологическое оружие. Заражение передается настолько быстро, что с его помощью можно уничтожить любую изолированную группу людей, вплоть до населения целой страны, если ее соседи перекроют границы. Второй: достаточно с помощью СМИ устроить панику, а потом продавать лекарство втридорога правительствам по всему миру. Такое уже было со штаммами птичьего и свиного гриппа, напугавшего всю планету буквально на ровном месте. Это, конечно, всего лишь предположения, однако других объяснений пока нет: ведь способ лечения, к примеру, диабета и других смертельных недугов никто до сих пор не патентовал.

Смерть из Западной Африки выходит из джунглей. Лихорадка Эбола официально признана международной угрозой. Она сеет панику и распространяется по планете с невиданной скоростью. Число погибших уже приблизилось к тысяче. В два раза больше число инфциированных, а значит, фактически обреченных. И это только официальная статистика. В Либерии и Сьерра-Леоне введено чрезвычайное положение. В Гвинее и Нигерии медики заявляют о неспособности контролировать распространение болезни. Лихорадка добралась уже до Канады, там первый случай инфицирования. Всемирная организация здравоохранение на экстренном заседании объявила вирус чрезвычайным событием, которое несет угрозу человечеству.

"ВОЗ признает эпидемию лихорадки Эбола угрозой международного значения. Мы отмечаем беспрецедентный характер развития заболевания. И тем уже можно сказать точно, что все дальше будет только хуже. Поэтому международное сообщество будет принимать все необходимые усилия, чтобы в скорейшие сроки взять ситуацию под контроль", — отметила глава ВОЗ Маргарет Чан.

Но пока очевидно другое: угроза из влажных тропиков все меньше поддается контролю. Тем временем американское издание Washington Post сообщает, что ученые из США, долгих 30 лет создававшие экспериментальную вакцину от вируса, близки к завершению исследований. Лекарство испытано на обезьянах и вроде бы несколько ампул уже отправлены в Либерию для спасения двух заразившихся вирусом американских врачей. После введения экспериментальной вакцины врачи пошли на поправку. И скоро чудо-лекарство, обещают исследователи, станет массовым.

Однако в том, что получить спасительную вакцину удалось, у российских ученых есть большие сомнения. Пока все громкие заявление американских врачей не подкреплены серьезными клиническими исследования, а главное — наблюдениями над новым штаммом. И все это больше напоминают хороший коммерческий ход. Апробированной вакцины же против вируса, утверждают российские ученые, на самом деле в настоящее время просто не существует. И лихорадка Эбола по-прежнему неизлечима.

"Сейчас, судя по всему, эту санитарную вакцину испытают, но заметьте, что испытают ее только в первой фазе. Если эта первая фаза пройдет нормально, а это станет известно через несколько месяцев, то тогда имеет смысл поставить эксперимент над группой добровольцев. А вот здесь гораздо все сложнее, потому, что сейчас первая фаза будет поставлена гражданам США, а вторую фазу надо ставить на тех людях, у которых повышен риск заражения. А это уже африканцы", — прокомментировал ситуацию доктор биологических наук Сергей Нетесов.

А такой опыт исследований есть у российских ученых, которые сейчас параллельно ведут свои разработки по созданию вакцины. Научный центр имени Ивановского — один из самых закрытых вирусологических институтов в стране. Здесь в морозильных установках при температуре минус 70 градусов хранятся сотни опаснейших вирусов и их многочисленные штаммы. Находиться здесь долго запрещено, а открывать эти морозильные установки смертельно опасно. Сейчас специалисты центра изучают лихорадку Эбола, чтобы придумать против нее универсальную вакцину.

Заместитель руководителя института имени Ивановского Александр Бутенко еще в далеком 1982 году в составе совместной советско-гвинейской экспедиции почти год провел во влажных лесах Гвинеи Вместе с коллегами профессор Бутенко обнаружили неизвестный тогда вирус, который выкашивал целые африканские деревни. В тропической лаборатории Александр Бутенко попытался наладить диагностику инфекции и уже тогда установил, что, скорее всего, это страшный вирус Эбола.

"Выяснить причину и выяснить что это такое, — это была задача всей лаборатории, которая была организована в свое время и финансировалась Министерством здравоохранения Советского Союза. Мы общались с населением, часть из которых переболела там, а часть погибла. Точно посчитать число заболевших в условиях джунглевой цивилизации трудно. Но в некоторых деревнях, например, из 60 человек населения заболевало 30 человек. По крайней мере, до половины людей заболевали там", — вспоминает зам главы НИИ вирусологии им. Ивановского Александр Бутенко.

Нынешняя инфекция является продолжением опасной вспышки в далеком 1982 году, уверен профессор Бутенко. А значит у российских ученых самая большая база исследований для создания вакцины. Материалы, собранные Александром Бутенко четверть века назад, должны помочь сегодняшнему поколению российских ученых в разработке вакцины против лихорадки. Кроме московского института им. Ивановского в программе участвует и другой закрытый научный центр — "Вектор" в Новосибирске. Несколько российских исследователей уже в Гвинее. Заведующий лаборатории экологии вирусов Михаил Щелканов среди них. Нам с трудом удалось дозвониться до него в охваченную эпидемией Гвинею, которая на этой неделе закрыла свои границы. Российский ученый рассказал, на какой стадии находятся исследования по созданию российской вакцины от страшного вируса.

"В настоящее время это вакцина прошла пять испытаний вполне успешно. В настоящее время испытания вакцины вышли на завершающую стадию. Но как долго продлятся испытания, сказать сложно", — отметил Михаил Щелканов.

Вирус Эбола — один из самых страшных субклеточных убийц, с летальностью 90 процентов. Он даже менее требователен, чем ВИЧ, и не имеет так называемой "бессимптомной фазы". Поэтому убийца из джунглей действует в течение нескольких недель. Выжившие — это скорее везение и даже чудо. Особенно там, где лихорадка свирепствует уже давно. Резервуаром вируса в природе считаются грызуны и обезьяны, обитающие около жилья человека. Но главные переносчики — летучие мыши. Именно отсутствие традиционных переносчиков инфекции делает нашу страну одной из самых безопасных на планете.

"Здесь речь идет о том, имеются ли оптимальные условия для циркуляции этого вируса в той или иной стране, куда он попадает. Что значит оптимальные условия? Это значит, если достаточно адекватные хозяева этой инфекции, которые будут поддерживать ее все время, скажем, как летучие мыши на африканском континенте. В нашей стране таких условий нет", — считает и.о. директора НИИ вирусологии им. Ивановского Петр Дерябин.

И тем не менее, Россия сейчас предпринимает все необходимые санитарные меры безопасности, чтобы остановить африканского убийцу. Тем более, повторяют ученые, что вакцины по-прежнему не существует. Крупнейшие мировые страны готовятся к встрече смертельной инфекции. Вирус Эбола продолжает собирать свою кровавую дань.