Тема:

Крушение Boeing-777 под Донецком 2 месяца назад

Диспетчер, которая вела разбившийся Boeing, резко ушла в отпуск

Ополченцы окончательно взяли под контроль основную часть района крушения малайзийского Boeing. Вот только украинские военные продолжают обстреливать место катастрофы артиллерией. Так охотно подзабытая катастрофа почти не упоминается уже ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне.

Ополченцы окончательно взяли под контроль основную часть района крушения малайзийского Boeing. Вот только украинские военные продолжают обстреливать место катастрофы артиллерией. Так охотно подзабытая катастрофа почти не упоминается уже ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне, поэтому Москве приходится напоминать партнерам обстоятельства трагедии, чтобы факты, столь важные для выяснения причин катастрофы, никому не удалось замолчать.

Прошло полтора месяца, а в глазах до сих пор ужас. Искореженный металл, лужи крови, сотни тел... Во время падения мальчик явно пытался выжить. Сгруппировался. Замер, поджав ноги к груди. А вот, кажется, муж с женой. Их не стало в один момент — погибли рядом друг с другом. Страшные кадры были сняты через 20 минут после трагедии — части самолета еще догорали. Опубликовали их совсем недавно.

Территорию, где произошло крушение лайнера, контролируют ополченцы, но украинские силовики не прекращают обстрелы ни на день. На месте трагедии рядом с детскими игрушками, остатками личных вещей и фрагментами самолета — остатки снарядов украинской армии от "Градов" и минометов. Многие элементы Boeing повреждены.

"На месте крушения самолета обстрелы идут постоянно. Снаряд угодил даже в большой осколок самолета. Снаряды летят с украинской стороны", — рассказал житель Шахтерского района Владимир.

На месте трагедии побывали родственники погибших, ополченцы, журналисты — кто угодно, только не те, кто должен был вести расследование.

"Эксперты международной комиссии по расследованию до сих пор на место крушения воздушного судна так и не попали. Для того чтобы было проведено исследование останков, обломков воздушного судна, для объективного расследования необходимо быть на месте. Но, к сожалению, в связи с тем, что военные действия там продолжаются и безопасность не обеспечена, комиссия так и не может попасть на место", — отметил Олег Сторчевой, заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта, уполномоченный представитель РФ по расследованию катастрофы Boeing-777.

Почему заинтересованные страны так и не смогли убедить Киев предоставить коридор, неясно. В итоге практически единственные свидетельства того, что же произошло в небе над Грабово, доступные для расследования, — это данные бортовых самописцев.

"Говорить о том, что расшифруют черные ящики — будет ясная картина, нельзя: не будет ясной картины. Черные ящики фиксируют работу систем самолета. Второй ящик — это переговоры экипажа с диспетчером и между собой. Сделать стопроцентный вывод о том, что произошло, когда комиссия расшифрует их, невозможно. Идет расследование катастрофы. Должно быть перемирие, но продолжаются боевые действия. Почему? Значит, у Украины — задача другая: не расследовать объективно, что произошло, а скрыть все улики", — считает Рубен Есаян, заместитель генерального директора, начальник летно-испытательного Центра НИИ гражданской авиации.

Чтобы составить полную картину произошедшего, необходимо произвести выкладку фрагментов самолета, как, например, это делалось российскими специалистами во время расследования падения польского Ту-154 в 2010 году.

"Нет возможности собрать детали и произвести такую выкладку. Это обязательная процедура. Это очень большой комплекс работ, который необходимо провести", — подчеркнул Олег Сторчевой.

Мировой опыт показывает: без выкладки фрагментов самолета не обходится почти ни одно расследование авиатрагедии. Когда Украина в 2001 году сбила самолет над Черным морем, обломки доставали со дна. А когда аэробус Air France упал в Атлантический океан в 2009-м, обломки кранами поднимали с глубины четырех километров. Почему же это игнорируется сейчас? На многие вопросы можно было бы ответить уже сейчас, если бы были опубликованы записи переговоров пилотов с диспетчерами.

Все команды всегда записываются на жесткие диски и отдельные магнитофоны и хранятся полгода, а если случается катастрофа то переговоры, хранятся вечно. Запись разговора диспетчеров с пилотами малазийского Boeing была изъята украинской Службой безопасности. Дальнейшая судьба пленки до сих пор неизвестна.

Известно одно: в последние минуты полета самолет вел диспетчер из Днепропетровска, а конкретно — из местного отделения. Диспетчеры, которые работают в компании "Украэрорух", отказываются отвечать на какие бы то ни было вопросы. "Нас попросили не говорить об этом. Мы не говорим ничего ни о самолете, ни о политике, что против властей", — признался на условиях анонимности один из диспетчеров. На вопрос, что же произошло в воздухе над Грабово, он ответил: "На малайзиский самолет шел пересекающий борт на той же высоте. Сначала Boeing предложили идти выше, но пилот сказал, что не может, — очень тяжелый. Предложили другому борту. Он смог и набрал эшелон 35 000 футов. Boeing начал подтверждать, и в конце фразы прервалась связь, потом метка пропала. Как ни пытались вызвать его, не вышло. По высоте он был не в запретной зоне. Нам закрыли зону от земли до 32 000 футов, на 33 тысячах там летали постоянно. Я не пойму, почему там все сразу не закрыли, раз до того там самолеты уже сбивали".

Известно, кто именно из диспетчеров вел Boeing. "Данный рейс вела Анна Петренко, которая работает в днепропетровской компании "Укроаэрорух" уже четыре года. Известно, что сразу после трагедии более двух часов она находилась в компании сотрудников Службы безопасности Украины, а также в компании транспортных прокуроров. После этого она резко ушла в отпуск", — рассказал Константин Кнырик, руководитель информационного центра "Юго-Восточный фронт".

Анна Петренко, 1987 года рождения, закончила Кировоградскую летную академию Национального авиационного университета. На одной из ее фотографий "ВКонтакте", – надпись: "10 тысяч долларов за москаля". В самом "Укроаэрорухе" отказываются от любых комментариев.

Постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин на экстренной встрече Совбеза ООН задал прямой вопрос украинскому предствителю Александру Павличенко: "Передали голландской стороне записи или нет? Можете это сказать?" Павличенко сначала пытается что-то записать на бумаге, потом начинает резко бросать взгляд на коллег, словно ища поддержки, и в ответ выдает следующее: "Могу вам сказать точно, что Украина принимает активное участие в работе межгосударственной комиссии по расследованию этого инцидента, мое правительство добросовестно в этом деле сотрудничает с нашими международными и иностранными партнерами".

Никакой информации до сих пор нет и от международных экспертов. Почему, учитывая, что обычно расследование авиакатастроф сопровождается оперативными заявлениями специалистов? Кроме того, нормы Международной организации гражданской авиации разрешают публикацию подобных данных. Российская сторона настаивает, что все переговоры должны быть доступны для международного расследования.

"Требуется также предоставить комиссии по расследованию данные радио- и телефонных переговоров с военным секторами и силами ПВО. Такие записи должны вестись и храниться. Также требуются переговоры диспетчера с экипажами рейса "Сингапурских авиалиний" и Air India, которые находились в районе авиационного происшествия примерно в то же время. Экипажи этих воздушных судов могли наблюдать развитие трагической ситуации", — заявил Александр Нерадько, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта.

По словам одного из военнослужащих 25-й днепропетровской бригады украинской армии, которая находилась в зоне боевых действий, в его части расследование не проводилось, никого не допрашивали, документацию не проверяли. "Такое впечатление, будто специально замалчивают информацию, видимо, хотят подтасовать факты либо перевести на другие темы, чтобы народ отвлекся и забыл", — уверен военный.

Ни Министерство обороны Украины, ни Совет национальной безопасности ход расследования комментировать отказываются, заявляя, что на вооружении украинской армии "Буков" нет. Однако на кадрах, которые сняли сами украинские силовики, комплексы "Бук" — как раз в районе боев с ополченцами. Видео опубликовано 16 июля, за день до катастрофы малайзийского лайнера. Самоходная огневая установка на четыре ракеты. Рядом с ней — станция обнаружения. Она, важно заметить, не просто стоит, а работает. Любопытно, что доступ к "Букам" есть не только у армейцев, но и у радикалов из батальонов, которые спонсирует олигарх Игорь Коломойский.

То, что украинские военные используют "Буки", подтверждают и данные объективного контроля, которые российское Министерство обороны опубликовало сразу после трагедии. На одной из фотографий виден ракетный комплекс с повернутой пусковой установкой. 17 июля она неожиданным образом куда-то исчезла.

Любопытно, что данные американской стороны появились на свет, видимо, после тщательного отбора — только через неделю после крушения самолета. Делая заявления, явно осторожничали — созвали закрытый брифинг. Ссылаться на специалистов запретили. Пытались убедить мир анимированной графикой без элементарных технических подробностей.

От украинской стороны данных об опросе штаба АТО так и не дождались. Не было информации ни об осмотре установок "Бук", ни о внутреннем расследовании в рядах воздушных сил Украины, ни документов с отчетами о вылетах боевых самолетов, которые также могли сбить Boeing. При этом ополченцы все свидетельства, которые были у них, а именно черные ящики, передали международной комиссии сразу, причем в целостности и сохранности. Эксперты подтвердили: никто вскрыть и редактировать данные самописцев не пытался. Отсутствием данных объективного контроля от украинской, европейской и американской сторон возмущены и иностранные журналисты. А группа ветеранов США даже выступила с меморандумом американскому президенту Бараку Обаме в ответ на его голословное заявление, что самолет сбит ракетой с территории, подконтрольной ополченцам. "Ваша администрация не предоставила никакие спутниковые снимки, показывающие, что у сепаратистов было такое оружие. Доверие к Вашингтону и вам сведется на нет, если вы не пожелаете или не сможете представить более серьезные доказательства слов администрации", — говорится в обращении.

"В этом регионе шла война, за которой наверняка наблюдали американские секретные службы при помощи спутников и другого высокоточного оборудования. Значит, у американцев должны быть спутниковые снимки, показывающие, кто именно и откуда выпустил эту ракету по гражданскому самолету. Мы, специалисты, хотим их увидеть, покажите нам их, мы не можем только верить на слово", — заявил Бенно Бакстей, независимый эксперт по расследованию авиакатастроф.

Впрочем, звенящее молчание, которым реагирует Украина и США на подобные призывы, тоже выглядит весьма красноречивым. Эксперты считают, что место, где был сбит Boeing, могло быть выбрано не случайно. Самолет не долетел нескольких километров до зоны действия российских ПВО.

"Эта трасса выходит на Донецк, который близко к границе с Россией. Крейсерская скорость этого самолета — 900 километров в час, это 15 километров в минуту. Самолету оставалось 4 минуты, чтобы пересечь границу .Это могло вылиться в большой скандал", — считает Рубен Есаян.

С каждым днем вопросов к комиссии становится все больше, а ответов как не было, так и нет. По оценкам специалистов, учитывая сколько времени прошло с момента трагедии, реальную картину произошедшего в воздухе уже в ближайшее время установить будет невозможно.