Обаятельный аристократ в кино: не стало Донатаса Баниониса

Крис Кельвин из "Соляриса" Тарковского, разведчик Ладейников в "Мертвом сезоне" Саввы Кулиша, старатель "Конрой" в картине "Вооружен и очень опасен" – в Вильнюсе на 91-м году жизни скончался знаменитый советский и литовский артист Донатас Банионис.

Крис Кельвин из "Соляриса" Тарковского, разведчик Ладейников в "Мертвом сезоне" Саввы Кулиша, старатель "Конрой" в картине "Вооружен и очень опасен" – в Вильнюсе на 91-м году жизни скончался знаменитый советский и литовский артист Донатас Банионис. На театральной сцене он сыграл более ста ролей, а его киноработы для многих остаются эталоном актерского искусства.

Умный, интеллигентный, с особенным, мягким шармом. Знаковый актер отечественного кинематографа, ставший невероятно популярным в 1960-е Во многом именно благодаря Донатасу Банионису советские зрители полюбили Литву, ее неяркую природу, прибалтийский сдержанный темперамент и вежливость. Тонкий юмор.

В его доме в литовском городе Паневежисе на полке рядом с фотографиями родителей – портрет Андрея Тарковского. Это один из главных режиссеров в жизни Баниониса. В 1972 актер сыграл главную роль в фильме "Солярис" – глубоком, философском, чувственном. Картина получила гран при в Каннах.

Но, наверное, самым большим другом для Баниониса стал режиссер Савва Кулиш, с которым работали над картиной "Мертвый сезон". Фильм вышел на экраны в 1968-м. В 2001-м, когда Кулиш умер, по интервью Баниониса видно, как непросто артисту говорить, какое это для него настоящее непоказное горе. "Мы не знали, что будет успех. Савва сказал, просто будем работать…" – вспоминал Банионис.

"Мертвый сезон" – один из первых отечественных фильмов о советских разведчиках с человеческим лицом. Банионис играет Константина Лодейникова, который живет в Англии в конце 1950-х, и сфера интересов которого – разработки немецких ученых. Хотели снимать Тихонова, но Конон Молодый, с которого и списан кинематографический разведчик, выбрал именно Баниониса.

Вдумчивый спокойный, с глазами устремленными внутрь себя. После того как фильм вышел на экраны, Баниониса называли интеллектуальным актером. А сцена обмена английского и советского разведчиков на мосту вошла в историю отечественного кинематографа.

В нем была притягательность, и то, о чем не говорили в брежневские времена: невероятное именно мужское обаяние, сексапильность. Одна из первых в отечественном кино постельных сцен была снята с его участием. Правда, почти все вырезали. Но тем не менее ради этой сцены смотрели фильм "Вооружен и очень опасен". Старатель Конрой с певичкой из салуна в исполнении Людмилы Сенчиной.

Он сыграл восемьдесят ролей в кино и почти сотню в театре. "На сцене он был как академик, который сам не преподает, однако дает всем понять, как нужно играть. Вот это было ценно", вспоминает народный артист России Александр Филлипенко.

Если бы не Банионис, театр в его родном Паневежисе просто погиб бы. Банионис в 1980 е взял на себя руководство, весь груз хозяйственных проблем и уже в зрелом возрасте окончил консерваторию, получив диплом режиссера. До последнего великий актер трудился, у него были творческие планы, часть из которых он связывал с Россией. Это была его вторая родина, в Москве, и Петербурге --масса любимых театров и друзей, которых он не забывал.

В свое время у него с Кулишом была идея снять продолжение "Мертвого сезона". Не получилось…