Окровавленные вещи пассажиров "Боинга" лежат в воронках от украинских снарядов

Окровавленные вещи пассажиров "Боинга" лежат в воронках от украинских снарядов

9 сентября, спустя два месяца после крушения малайзийского Boeing на территории Украины, Совбез Нидерландов опубликовал предварительный доклад. При этом эксперты так и не смогли дать ответ на главный вопрос: что случилось с Boeing? Кому нужно, чтобы тайна крушения самолета навсегда осталась тайной?

Чтобы добраться до места трагедии малайзийского Boeing сейчас, достаточно автомобиля и карты. До Грабово от Краснодона ехать два с половиной часа.

На искореженных пассажирских креслах до сих пор видны пятна крови, везде разбросаны личные вещи, детские раскраски, которыми маленькие пассажиры так и не успели воспользоваться — так сейчас выглядит место, где два месяца назад внезапно оборвались жизни 298 невинных людей. Единственное, что изменилось с момента крушения, — это то, что теперь здесь все изрыто воронками от боевых снарядов украинской армии.

Попадали часто. На многих фрагментах самолета — пробоины, которые явно появились уже после того, как они упали на землю. Кусок Boeing, и всего в полуметре от него лежит осколок снаряда, а вот и вовсе осколки попали в сам корпус самолета.

Всего этого комиссия по расследованию трагедии Boeing не видела, несмотря на то что уже больше недели доступ к месту падения самолета свободный. Чем занимались два месяца, международные специалисты объяснили в своем докладе. Недели работы, десятки экспертов, сотни версий — и вот результат.

"Наше главное заключение — это то, что воздушное судно было пробито объектами, летящими снаружи, которые повредили самолет и привели к тому, что он разрушился в воздухе. Это, как мы выражаемся, предварительный отчет. Мы обязаны публиковать доклад в течение 30 дней. Это заняло чуть больше времени. Большой недостаток — это то, что до сих пор мы не были на месте трагедии из-за проблем с безопасностью", — заявил Тьибб Йостра, председатель комиссии по расследованию крушения Boeing -777.

Важная пометка в отчете — выводы сделаны по фотографиям обломков, то есть своими собственными глазами никто из экспертов единственные вещественные доказательства трагедии не видел.

"К сожалению, нельзя не признать, что упущено много времени и ряд данных будет трудно изучить. Это касается и исследования останков тел погибших, и обломков самолета, которые на сегодняшний день находятся в открытом доступе и расположены в зоне боевых действий", — подчеркнул Олег Сторчевой, уполномоченный представитель РФ по расследованию катастрофы Boeing-777, заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта.

Что помешало заинтересованным странам убедить Киев объявить перемирие сразу после трагедии, неясно, однако теперь части самолета качественному исследованию не подлежат. Кроме того, теперь крайне сложно сделать то, без чего не обходится почти ни одно расследование авиакатастроф, — выкладку фрагментов самолета. Теперь она уже будет не так достоверна.

Пример выкладки фрагментов польского самолета Ту-154, который разбился в 2010 году под Смоленском. Сначала специалисты нарисовали контур, а дальше из обломков выкладывали форму самолета. Видно элемент левой плоскости крыла, фюзеляж тоже на своем месте. Кстати, каждый фрагмент во время выкладки обязательно маркируется идентификационным номером для учета. Ничего этого украинская сторона не делала и даже не пыталась. Почему этот важнейший элемент расследования игнорируется сейчас, когда на юго-востоке установили режим перемирия, совершенно неясно.

Нет в докладе и ответа на вопрос, почему никто, кроме России, не предоставил данные объективного контроля, фиксировавшего происходившее над Грабово 17 июля, в день трагедии. На прямой вопрос, получили ли эксперты хоть какие-то данные от НАТО или США, необходимые для расследования, председатель комиссии ответил, что не знает досконально, какой информацией располагает комиссия.

Родственники погибших такими действиями возмущены. В Голландии они объединились в общество по защите прав родственников жертв катастрофы самолета MH17 и обратились с письмом к премьер министру Нидерландов. "Расследование всех обстоятельств катастрофы уже и так непростительно долго затянулось. Очень важно немедленно перейти от слов к делу и продолжить расследование на месте катастрофы", — говорится в послании.

"Почему голландские эксперты не идут прямо сегодня на место трагедии и не делают свою работу?! Они должны собрать обломки самолета, личные вещи погибших. Это неприемлемо, что правительство Нидерландов только и делает, что говорит говорит и говорит, а больше ничего! Это, черт возьми, нонсенс! Это не должно длиться так долго", — возмущен Боб ван дер Гун, адвокат и правозащитник.

Полное отсутствие фактов, указывающих на то, кто стоит за трагедией Boeing, западную прессу не останавливает. Европейские СМИ, как по заказу, начали распространять информацию, о том, что якобы появились какие-то очевидцы, которые видели рядом с местом крушения самолета, как кто-то похожий на людей с российским говором сгружал зенитно-ракетный комплекс. Вброс появился за несколько часов перед публикацией отчета. Убедить телевизионщики пытались видео.

Если посмотреть внимательно, может показаться, что рядом с корреспондентом и вовсе никого нет. Он будто разговаривает сам с собой. Слова озвучивает актерский голос — об этом есть соответствующая пометка в левом верхнем углу экрана. Кстати, тот же самый канал ВВС полтора месяца назад снял другой репортаж. В нем журналистка доказывала, нет ни одного свидетельства, указывающего на то, что самолет сбили ополченцы .

И дня не прошло — сюжет был удален с сайта ВВС. Руководство канала пояснило: репортаж не соответствовал редакционным ценностям. Предоставить доказательства голословным заявлениям о том, что за трагедией с Boeing стоят Россия и ополченцы, потребовали и в Германии.

"Катастрофой Boeing, который предположительно был сбит, воспользовались, чтобы доказать, что Россия продолжает оставаться злым медведем. Эта пропаганда получала распространение без каких-либо доказательств. Может быть, в трагедии виновата Украина, поэтому они не хотят поднимать эту тему? Я этого не знаю, могу только предполагать, но молчание правительства, СМИ и Европы говорит само за себя. Мы сделали запрос с целью выяснить, существуют ли данные самолетов-наблюдателей, которые в тот момент пролетали над Румынией", — сказал Александр Ной, депутат бундестага от партии "Левые".

На запрос ответили: "Наблюдатели зафиксировали сигнал системы ПВО и другой неопознанный сигнал. Система ПВО была автоматически классифицирована как SA-3 "земля — воздух".

В классификации НАТО SA-3 означает зенитно-ракетный комплекс, однако не "Бук", о котором так много говорили, а С-125 "Печора", состоящий на вооружении украинской армии еще с советских времен. Комплекс С-125 "Печора" в одной из последних модификаций способен поражать цели на высоте до 21 тысячи метров. Масса ракеты — 980 килограмм, разносит практически любой самолет. Любопытно, что всего за неделю до трагедии Boeing украинская пресса писала о том, что обновленный комплекс С -125-2Д поступил на вооружение украинской армии. В качестве иллюстрации к статье прилагается видеоролик.

В том, что малайзийский комплекс был сбит "Буком", сомневаются и специалисты по противовоздушной обороне. Снимки, представленные в отчете международной комиссии, прокомментировал генерал-майор Михаил Круш.

"Исходя из моей профессиональной направленности, я могу делать заключение, что воздействие на самолет произведено не зенитно-ракетной комплексом "Бук". Ракета воздействует на самолет сверху, в его среднюю часть, и боевая часть делает больше осколочных отверстий. Если бы это было воздействие "Бука", крыло было бы просто изрешечено. А мы видим небольшие отверстия. Это может быть стрелковое оружие", — считает Михаил Круш, в 2008-2010 годах — начальник войсковой противовоздушной обороны сухопутных войск Вооруженных сил РФ.

Наблюдатели международной организации ОБСЕ, которые видели обломки самолета своими глазами, также заявляли, что повреждения на обломках похожи на те, что оставляет стрелковое оружие. Учитывая данные российского Министерства обороны о том, что рядом с Boeing в момент крушения находился военный самолет, можно предположить что самолет мог быть сбит штурмовиком Су-25, который стоит на вооружении украинской армии. Версию подтверждают и те, кто видел трагедию своими глазами.

Однако в отчете международной комиссии о штурмовике, находящимся рядом с Boeing — тоже ни слова. Не представлена и аудиозапись переговоров диспетчеров с пилотами. Есть лишь расшифровка нескольких минут. Вопрос, почему комиссия так долго тянула с публикацией и не представила запись на суд общественности сразу, оставлен без комментариев.

Ровно в 13 часов 20 минут и ноль секунд связь с Boeing обрывается. Днепропетровский диспетчер связывается с российским коллегой из Ростова.

- Ростов, вы наблюдаете малайзийский лайнер?

- Нет, похоже, что цель начала распадаться.

О чем еще говорили в днепропетровском диспетчерском центре, который и вел Boeing, до сих пор неясно. Судьба пленки с записью до сих пор неизвестна.

"Я не могу исключать и манипуляции с записями, поскольку те записи, очевидно, окончательно утрачены для международного расследования. Они просто уже уничтожены. Я не исключаю даже возможность физической ликвидации на Украине всех тех, кто так или иначе мог знать правду относительно обстоятельств катастрофы", — отметил Игорь Коротченко, военный эксперт, главный редактор журнала "Национальная оборона".

С каждым днем шансов узнать правду о катастрофе Boeing все меньше. Украинская сторона, словно намеренно, сделала все возможное, чтобы выяснить, что на самом деле произошло 17 июня в небе над Донбассом, было невозможно.

Сегодня