Что будет с экономикой России. Реплика Александра Привалова

Анонимный источник в структурах ЕС дал понять журналистам, что 30 сентября, то есть в ближайший вторник "может быть запущен процесс пересмотра санкций против России". Источник не сказал ничего нового. Можно думать про Брюссель что угодно, но штабная культура там безупречна.

Анонимный источник в структурах ЕС дал понять журналистам, что 30 сентября, то есть в ближайший вторник "может быть запущен процесс пересмотра санкций против России". Источник не сказал ничего нового. Можно думать про Брюссель что угодно, но штабная культура там безупречна.

Глава ЕС Ван Ромпей заявлял, что в зависимости от реализации минских договоренностей и развития ситуации на юго-востоке Украины ЕС может "изменить, приостановить или отменить санкции – частично или полностью". А раз бюрократы взялись что-то решать "в зависимости от реализации", будьте уверены, в точности это они и сделают.

К 30 сентября внешнеполитическая служба ЕС представит "комплексный обзор имплементации минского мирного плана и, в частности, режима прекращения огня", вот поэтому комплексному обзору Брюссель и начнет процедуры обещанного рассмотрения. Скорого результата таких процедур ждать заведомо не стоит.

Брюссель, думаю, скажет что-нибудь вроде того, что положение в Донбассе еще чересчур шаткое и неопределённое (что безусловная правда), а потому надо еще посмотреть. Эти процедуры не дадут не только скорого, но и существенного результата. Вот говорят, что присоединение еэсовцев к санкциям против нас было не вполне добровольным: американцы их принуждали и принудили. Так что же, одни серьезные люди принуждали и принудили других серьезных людей на месяц? На два?

Впрочем, по нынешнему поводу нет нужды пользоваться слухами и догадками об изнанке событий, – вполне достаточно вещей опубликованных. Как известно, ЕС принял уже девять пакетов санкций против России. При этом чуть не в каждом из девяти раундов часть санкций была связана не с событиями на юго-востоке Украины, а с Крымом, присоединение которого к России в ЕС называют аннексией. Уже по одной этой причине даже если Брюссель сочтет ситуацию в Донбассе развивающейся безупречно, а поведение России там идеальным, даже тогда подвижки в санкциях будут сугубо косметическими.

Очень бы хотелось ошибиться, но думаю, что те санкции (прежде всего, секторальные), что причиняют или будут причинять России серьезный ущерб, в обозримом будущем никуда не денутся. Но европейцы будут все время напоминать нам, что внимательно следят за ситуацией, и если мы будем хорошо себя вести, то санкции снимут. Скоро-скоро. Вот прям щас.
Теперь вопрос — как к этому процессу, формально стартующему в будущий вторник, относиться? То есть не к самому процессу, конечно (незачем как-либо относиться к бюрократическим процедурам), а к его возможным результатам. Пусть не в следующий, так в какой-нибудь другой вторник или четверг Брюссель объявит, что отменяет – нет, скорее, приостанавливает – такие-то две антироссийских санкции. Или три. Наши действия? Что Россия должна сделать в ответ – понятно, кроме того, чтобы через МИД поприветствовать "шаг в правильном направлении"?

Не знаю, что должна, но твердо знаю, чего ни в коем случае не должна. Не должна отбирать у отечественного бизнеса шанс, которым его поманила. Вот импортозамещение, например. Предприниматели кинулись замещать импорт польских яблок, норвежского лосося, свинины – неважно. Они вложили в расширение производства все свободные деньги, они заложили работающий бизнес, чтобы кредитоваться под людоедские проценты, они лезут из кожи вон – и внезапно им ткнут ножом в спину: контрсанкции отменены, норвежская семга и немецкие сыры возвращаются на рынок, цены осыпаются. И эти предприниматели – активнейшие, цвет нашего бизнеса – банкроты. Такого быть не должно.

Я не к тому, что отменять контрсанкции нельзя – нет, при серьезном масштабе позитивных перемен в Брюсселе, как говорят наши европейские друзья, "изменять, приостанавливать или отменять – частично или полностью" и наши санкции можно. Нельзя, чтобы при этом пострадали поверившие призывам правительства отечественные производители – их необходимо будет поддержать иными средствами.

Очень важно помнить: серьезные перемены в финансовой, кредитной, промышленной, вообще экономической политике, о которых все настойчивее говорится в последнее время, не продиктованы санкциями Запада. Перемены объективно необходимы, а санкции только подчеркнули их необходимость. Ну, не может и не должна огромная страна так мало всего, кроме сырья, производить собственными силами. Вы знаете, что по выпуску продукции обрабатывающей промышленности на душу населения мы сейчас уступаем Японии в 16 раз? Так больше нельзя. В отечественной экономике должно стать удобно и выгодно производить и сложнейшие станки, и детскую обувь. Отмена санкций – даже полная отмена всех санкций – не должна остановить наконец-то начавшейся долгой работы по решению этой задачи.