Правду о крушении Boeing заметет снегом

Правду о крушении Boeing заметет снегом

Малайзийцы сетуют, что до сих пор не могут попасть на место крушения Boeing-777 под Донецком. Сделанные видеокадры с места катастрофы предвосхитили первые опубликованные выводы международной комиссии о причинах трагедии. О том, почему затягивается расследование самой ужасной авиакатастрофы всех последних лет, "Вестям в субботу" рассказал ведущий российский авиационный эксперт, бывший заместитель министра гражданской авиации Советского Союза,  член Общественного совета при Росавиации, глава Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.

- Олег Михайлович, на Украине — перемирие. В тот район, где упал малайзийский лайнер, съездила масса съемочных групп. Туда можно спокойно доехать. Почему  Киев не дает добро малайзийским экспертам на то, чтобы они приехали и своими глазами увидели место трагедии?

- Украина в этой ситуации  нарушила все мыслимые международные авиационные правила, которые устанавливаются Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). Украина — член ИКАО, как и Россия, и все остальные страны мира. По правилам, она обязана была бы  закрыть пролеты воздушного пространства над теми зонами, где идут военные действия, то есть где летают ракеты, самолеты, снаряды, автоматные очереди. Это мировая практика — полеты над воздушным пространством запрещены.  Этого не было сделано.  За любую авиакатастрофу ответственность несет то государство, в воздушной зоне которого она произошла.

- К сожалению, с украинцами был прецедент,  когда Ту-154, летевший из Израиля, был сбит над Черным морем. Как тогда выясняли, что  попало в самолет? 

- Были подняты со дна моря остатки самолета, останки людей. По ним было установлено криминалистами, что тела нашпигованы шариками. По этим шарикам определили, что это составляющая ракеты, установили ее тип, где она  была произведена, из какого металла сделана. Все сразу стало ясно. В тот момент проходили учения украинской армии, которые стреляли из этих ракет. 

- А здесь не была проведена экспертиза тел?

- Еще много тел не найдено. Следователям этим надо было заниматься вместе с хирургами, это факт.

- Этого не было сделано?

- Это они обязаны делать. Но пока материалов нет.  Погибли 196 голландцев. Нет ни одного тревожного запроса в адрес Украины, почему погибли люди, почему не пускаете до сих пор на место расследования ни родственников, ни государственную комиссию! Все это происходит умышленно, расследование затягивается.

- Согласно выводу голландской комиссии, "самолет подвергся влиянию объектов с повышенной энергией".

- Да.

- На самом деле это может быть что угодно. Любой, кто учился в школе,  понимает, что это может означать и метеорит. Но, будучи знакомыми с реалиями, мы предполагаем, что речь идет о ракете, выпущенной либо из истребителя украинских военных, либо ополченцами. Но в голландском докладе тип ракет не указан до сих пор, то есть непонятно, это был "Бук" или, например,  установка С-123 "Печора". Это действительно не следует из доклада комиссии?

- Доклад комиссии очень непрофессионален, он ни о чем не говорит, предельно слабый.

- Вы как профессионал сразу пришли к тому выводу, на который у голландской комиссии ушло несколько недель. Вы сразу сказали, что самолет не упал, не об землю разбился, а взорвался в воздухе. На ваш профессиональный взгляд,  это был "Бук"? И если это так, можно рассуждать, был он у ополченцев или нет. Или это "Печора", которая точно есть на вооружении украинских ВС?

- Это расследуется очень легко. Но для этого нужно собрать обломки со следами повреждений и провести химический анализ. Он покажет, какой это металл, с какой ракеты, где она произведена.

- Пора давно это было сделать. Почему российские эксперты так настойчиво возвращаются после опубликования голландского доклада к теме того, что украинцы до сих пор не предоставили данных о так называемом военном секторе? В чем принципиальная важность этой информации?

- Отсутствие этих данных в промежуточном документе удивляет и поражает тем, что как раз эти материалы могут показать всю картину происшедшего.

- Пока есть только переговоры гражданских диспетчеров.

- Да. Это обязательное условие.  Если бы там никто не летал в то время, Бог с ними, не надо расследовать, но ракеты засечены и нашими радарами, и американскими спутниками. Это все известно.

- Что-то еще летало? 

- Да, летали ракеты, самолеты. Но какие ракеты, какие самолеты? Это и замалчивается, всячески препятствуя расследованию обломков. А это важно, чтобы определить, кто сбил. Значит, рыльце в пушку.

- Это констатация не того, что сделано, а того, что не сделано.

- Да, к сожалению.

- Что можно сделать оперативно в оставшуюся более-менее нормальную погоду, ведь скоро зима, и на фоне того, что сейчас есть перемирие и можно туда выдвигаться? 

- Эта катастрофа — проблема планетарного масштаба.  Все регламентировано. Надо вернуться к этим регламентам, закончить расследование, пока не выпал снег, не засыпал обломки и останки. Нужно проанализировать спутниковые снимки, радарные картинки и выяснить причину. И после этого компетентным органам необходимо определить виновного и жестоко наказать за убийство 300 человек.

Сегодня

Вы можете получать оповещения от vesti.ru в вашем браузере