Тема:

Скончался Юрий Любимов 9 лет назад

Юрий Любимов: жизнь в театре и ради театра


фото: Russian Look

В воскресенье не стало Юрия Любимова – прославленного режиссера, создателя легендарной Таганки, корифея и реформатора современного театра. Несколько дней назад Юрий Любимов был госпитализирован с диагнозом "сердечная недостаточность". 30 сентября Юрию Любимову исполнилось 97 лет.

В воскресенье не стало Юрия Любимова — прославленного режиссера, создателя легендарной Таганки, корифея и реформатора современного театра. Несколько дней назад Юрий Любимов был госпитализирован в Боткинскую больницу с диагнозом "сердечная недостаточность". Врачи сделали всё возможное, чтобы спасти его, но сердце не выдержало. 30 сентября Юрию Любимову исполнилось 97 лет. 80 из них было посвящено театру.

Шумиху вокруг своего здоровья Юрий Любимов всегда считал преувеличенной. Шутил: "Журналисты скоро объявят мои похороны". И, казалось, был твёрдо намерен воплотить пожелание Владимира Высоцкого: "Тебе когда-то перевалит за сто, и мы споём: "Спасибо, что живой!". Юрий Любимов вспоминал: " Я считаю, что мне очень везло. Я и в Финской участвовал, и в Большой. И выжил! Слава Господу, не убили".

Даже когда перешел 90-летний рубеж, работал по 12 часов в стуки. 600-страничных "Бесов" Достоевского инсценировал всего за два месяца. На премьере в Театре имени Вахтангова сидел, как обычно, в девятом ряду, на 13-м месте, "дирижировал" фонариком, записывал в блокнот ошибки артистов. Обещал устроить взбучку, потому что "режиссеру нужно быть сердитым".

80 лет на сцене! Впервые вышел на сцену 14-летним мальчишкой. Поступил в Щукинское училище при Театре имени Вахтангова. Выпустился в 39-м и сразу ушёл на войну с Финляндией. В Великую Отечественную на линии фронта выступал в Ансамбле песни и пляски НКВД.

После победы вернулся в Театр имени Вахтангова, стал его ведущим артистом, играл Сирано де Бержерака, Ромео, Бенедикта в "Много шума из ничего". На премьере этого спектакля, как вспоминал, получил лучшую в своей жизни рецензию – от отца. Тот всегда мечтал видеть сына инженером-электриком, актёрскую профессию считал позором. Но увидев любимовского Бенедикта, произнес: "Что-то, значит, в тебе есть".

Юрий Любимов рассказывал: "Я чувствую стиль, манеру. И когда сделал "Доброго человека из Сезуана" со своими студентами, я старался сделать театр со своей эстетикой. Конечно, не социалистического реализма".

"Добрый человек из Сезуана" по Брехту в 64-м — вторая режиссёрская работа Любимова и начало истории легендарной Таганки. За полвека — полсотни постановок, билеты на которые не покупали, а доставали. Роли, которые артисты не играли, а проживали. Спектакли часто начинались еще до того, как поднимался занавес. Любимов то позволял пройти в зал через сцену, то до третьего звонка выводил на подмостки актёров, например, в "Гамлете". А на спектакле "Десять дней, которые потрясли мир" зрители накалывали билет на штык, а затем крепили на грудь красную ленту. Именно от своего друга Юрия Любимова, как утверждал итальянский поэт и сценарист Тонино Гуэрра, он впервые в России услышал слово "свобода".

Любимова "не раз, не два грозили снять с работы" — так еще на его 60-летний юбилей спел Владимир Высоцкий. В 84-м все-таки сняли. Вскоре после того, как запретили спектакль, посвященный памяти того же Высоцкого. Пять лет Юрий Любимов, по собственному выражению, "как бродяга мотался по Европе". Хотя на Западе не скрывали: "Мы облагодетельствованы его изгнанием!". Оперы Любимова шли в Ла Скала, Гранд-опера, Ковент-Гардене, Израиль и Венгрия предоставили режиссеру своё гражданство. В Россию и на Таганку он вернулся в 89-м. Сразу восстановил ранее запрещенные спектакли.

Его последним спектаклем стал "Князь Игорь" в Большом театре. Несколько недель перед премьерой требовательный Любимов делал по два прогона в день, заставлял оттачивать каждую деталь, добавить "жизни" и "эмоций". "Нагрузки сверхчеловеческие", признавались артисты. И с восхищением глядели на режиссера – он всегда был в зале, в свои 90 с лишним не выказывал даже признаков усталости!