Мемуары Гельмута Коля обещают большой скандал

В Германии на неделе в свет должна выйти книга мемуаров бывшего канцлера Гельмута Коля, изданная против его воли. Премьера обещает вызвать в стране скандал колоссальных масштабов, поскольку посвящена она жесткой критике Колем нынешнего руководства Германии.

В Германии на неделе в свет должна выйти книга мемуаров бывшего канцлера Гельмута Коля, изданная против его воли. Премьера обещает вызвать в стране скандал колоссальных масштабов, поскольку посвящена она жесткой критике Колем нынешнего руководства Германии. И, в первую очередь, действующего канцлера Ангелы Меркель — ученицы Гельмута Коля, которая именно ему обязана своим выходом в большую политику. Она же заняла его место во главе партии, когда лидер страны попал в опалу. Коль называет поступок Меркель предательством и не поскупился в мемуарах на крепкие слова в ее адрес.

Кажется, стартующая на этой неделе крупнейшая в мире книжная ярмарка во Франкфурте не обойдется без скандала, потому что там представят мемуары Гельмута Коля, которые журналист Херберт Шван, записавший эти воспоминания, во-первых, публикует против воли бывшего канцлера, и, во-вторых, они совершенно точно не могут понравиться нынешнему.

В основе печатной версии — 600 часов аудиозаписи, которую в 2001-2002 годах Коль надиктовал Швану в подвале собственного дома. Это голос из подполья. После скандала о незаконном финансировании выборов 98-го года, которые христианские демократы проиграли, Коль — изгнанник в собственной партии. Если бы ХДС тогда осталась при власти, стали бы соратники подвергать его публичной обструкции за те два миллиона марок пожертвований, источник которых до сих пор не назван? А так, оплошность канцлера была использована для смены партийного лидера — им стала Ангела Меркель. И с тех пор Коль больше никогда не называл свою протеже (Меркель ведь и правда обязана ему своим взлетом), как прежде ласково "моя девочка".

"Коль был разочарован практически всей новой верхушкой ХДС, ему казалось, что он смотрит в пропасть лицемерия. Он видел себя в окружении святош и острых на язык благодетелей, которые воспользовались возможностью, чтобы выместить свою злобу на падшем правителе", — Der Spiegel, который в свежем номере цитирует фрагменты мемуаров, отмечает, что, когда речь заходит о нынешнем канцлере, Коль с трудом себя контролирует.

Вот, например, цитата из мемуаров: "Госпожа Меркель не умела нормально есть вилкой и ножом. На государственных визитах она слонялась по залу, мне приходилось несколько раз призывать ее к порядку".

Эпоха шестого канцлера в немецкой политике громадна — она раскинулась с 82-го по 98-й годы. И Коль — человек, нетерпящий возражений, — не раз сталкивался с попытками внутрипартийных переворотов. В 89-м, на съезде в Бремене, его чуть было не скинули. Канцлер называет тех путчистов "бременскими музыкантами", но самое частое определение в отношении своих однопартийцев — предатели.

Диктуя в 2001-м эти мемуары, изгнанный со всех должностей, Коль подозревал, что его бывшая команда, на первых ролях в которой были глава МИДа Геншер и бундеспрезидент Вайцзеккер, собирается отнять у него главное достижение всей его жизни. "Если бы я умер 4 года назад, то сегодня было бы очевидно, что Ганс-Дитрих Геншер инициировал объединение Германии, при поддержке Вайцзеккера и целой группы людей", — заметил Гельмут Коль.

К подозрениям в покушении на его место в истории добавилась еще одна смертельная обида. В результате осложнения после гриппа, перенесенного еще в начале 90-х, у супруги канцлера Хеннелоре Коль развилась редкая болезнь — аллергия на свет. Но ее самоубийство (она отравилась 5 июля 2001 года) Коль связывает с депрессией из-за обрушившейся на него травли.

Der Spiegel пишет, что канцлер не стеснялся в выражениях, потому что не думал, что его 600-часовой монолог будет опубликован при жизни, это есть даже в названии: "Завещание. Протоколы Коля". Но они поссорились со Шваном — журналистка Майке Рихард, на которой канцлер женился в 2008 году, попыталась взять все в свои руки. В результате прежний биограф, которому объявили, что в его услугах не нуждаются, решил сработать на опережение, и, несмотря на договор, по которому Гельмут Коль может вносить в мемуары любые правки, они будут обнародованы уже сейчас слово в слово. И, похоже, что у бывшего канцлера появятся основания назвать еще одного когда-то близкого человека предателем.