Марсианские роверы NASA вдохновили инженеров ВМС США на создание серии беспилотных роботов-катеров, которые будут патрулировать прибрежные воды и сопровождать боевые суда на военных миссиях. В ближайшие годы бригада новых морских роботов будет спущена на воду и активизирована.
Эта новость, опубликованная Управлением военно-морских исследований, вызвала очередной виток споров о роли автоматизированной робототехники в военном деле. Прототипы в количестве 13 штук были успешно испытаны в августе 2014 года: в ходе тестов водные беспилотники сопровождали военный корабль, путешествующий вдоль реки Джеймс в штате Вирджиния.
В моделируемой ситуации пять роботизированных патрульных катеров охраняют один крупный корабль, в то время как остальные восемь занимаются изучением подозрительных целей. Заметив что-то необычное, роботы-катеры окружают судно противника, не позволяя ему сделать выстрел или предпринять любые другие опасные для дружественных сторон действия.
"Показательные испытания, которые мы проводили в августе были призваны реализовать подобный сценарий. Необходимо посмотреть, как катера будут вести себя в узком проливе. Боевые действия могут проходить где угодно — в Малаккском или Ормузском проливе, или в других неудобных условиях", — рассказывает главный военно-морской исследователь контр-адмирал Мэттью Кландер (Matthew Klunder).
Представители ВМС США также отмечают, что демонстрация прототипов была настоящим прорывом, который выходит далеко за рамки любого аналогичного эксперимента. Кландер добавил, что уже в течение 2014 года роботизированные катера могут начать сопровождать военные суда.
Сами роботы имеют по 11 метров в длину и представляют собой жёсткие двухкорпусные надувные лодки. Подобные транспортные средства обычно управляются четырьмя матросами, но в данном случае катера оснащены роботизированной системой: всего один моряк может управлять сразу двадцатью судами.
Во время демонстрации катера-роботы не пускали в ход своё оружие, но инженеры утверждают, что каждое судно может быть оснащено нелетальным военным оборудованием, к примеру, сиренами, и 50-калиберными пулемётами. Тем не менее, активизировать оружие сможет только моряк, управляющий роботами.
"Эти беспилотные катера построены вовсе не для того, чтобы запугивать врагов. Оружие будет пущено в ход только по приказу военачальника, располагающего исчерпывающим отчётом о действиях судов", — утверждает Кландер.
Все системы катеров отказоустойчивы, но в том случае, если связь с каким-либо водным беспилотником утрачивается, то он дезактивируется и считается пропавшим. Если же сбои несущественны, то на этот случай всегда можно пустить в ход вторую запасную линию связи, которая может быть использована для дезактивации робота.
Инженеры также отмечают, что в отличие от БПЛА Predator и Reaper, катера не требуют постоянного вмешательства со стороны человека и могут выполнять некоторые задания самостоятельно. К примеру, они движутся синхронно с остальными членами бригады беспилотных судов и выбирают оптимальный маршрут к цели, огибая препятствия.
"Одно из главных преимуществ нашей технологии, которая получила название CARACaS, это её низкая стоимость. В данном случае речь идёт о тысячах, а не миллионах долларов. И цена кажется ещё ниже, когда мы понимаем, сколько жизней матросов мы теперь сможем сохранить", — говорит Кландер.
Скептики, впрочем, утверждают, что столь стремительное развитие военной робототехники и длительное отсутствие любых директив по управлению ею может привести к необратимым последствиям. На это представители ВМС отвечают, что вся техника безопасна до тех пор, пока она управляется человеком.
Проект CARACaS был представлен в 14-ую годовщину нападения на корабль USS Cole у берегов Йемена. В 2000 году маленькая лодка, загруженная взрывчаткой, подплыла к американскому эсминцу, после чего тот взлетел на воздух. Трагедия унесла жизни 17 моряков, и ещё 39 оказались ранены.