Боевые корабли США будут сопровождать марсианские роботы

Беспилотные катера будут защищать суда от врагов на море

Беспилотные катера будут защищать суда от врагов на море
(фото U.S. Navy, John F. Williams).

В ходе демонстрации суда двигались синхронно

В ходе демонстрации суда двигались синхронно
(фото U.S. Navy).

Несмотря на то, что каждый катер снабжён различным оружием, привести в действие это оружие может только человек

Несмотря на то, что каждый катер снабжён различным оружием, привести в действие это оружие может только человек
(фото U.S. Navy).

Беспилотные катера будут защищать суда от врагов на море
В ходе демонстрации суда двигались синхронно
Несмотря на то, что каждый катер снабжён различным оружием, привести в действие это оружие может только человек
Представители Военно-морских сил США сообщили, что в скором времени они выпустят на воду патрульные катера-роботы, которые будут сопровождать корабли в бою. Технологию позаимствовали у марсианских роверов NASA.

Марсианские роверы NASA вдохновили инженеров ВМС США на создание серии беспилотных роботов-катеров, которые будут патрулировать прибрежные воды и сопровождать боевые суда на военных миссиях. В ближайшие годы бригада новых морских роботов будет спущена на воду и активизирована.

Эта новость, опубликованная Управлением военно-морских исследований, вызвала очередной виток споров о роли автоматизированной робототехники в военном деле. Прототипы в количестве 13 штук были успешно испытаны в августе 2014 года: в ходе тестов водные беспилотники сопровождали военный корабль, путешествующий вдоль реки Джеймс в штате Вирджиния.

В моделируемой ситуации пять роботизированных патрульных катеров охраняют один крупный корабль, в то время как остальные восемь занимаются изучением подозрительных целей. Заметив что-то необычное, роботы-катеры окружают судно противника, не позволяя ему сделать выстрел или предпринять любые другие опасные для дружественных сторон действия.

В ходе демонстрации суда двигались синхронно
(фото U.S. Navy).

"Показательные испытания, которые мы проводили в августе были призваны реализовать подобный сценарий. Необходимо посмотреть, как катера будут вести себя в узком проливе. Боевые действия могут проходить где угодно — в Малаккском или Ормузском проливе, или в других неудобных условиях", — рассказывает главный военно-морской исследователь контр-адмирал Мэттью Кландер (Matthew Klunder).

Представители ВМС США также отмечают, что демонстрация прототипов была настоящим прорывом, который выходит далеко за рамки любого аналогичного эксперимента. Кландер добавил, что уже в течение 2014 года роботизированные катера могут начать сопровождать военные суда.

Сами роботы имеют по 11 метров в длину и представляют собой жёсткие двухкорпусные надувные лодки. Подобные транспортные средства обычно управляются четырьмя матросами, но в данном случае катера оснащены роботизированной системой: всего один моряк может управлять сразу двадцатью судами.

Во время демонстрации катера-роботы не пускали в ход своё оружие, но инженеры утверждают, что каждое судно может быть оснащено нелетальным военным оборудованием, к примеру, сиренами, и 50-калиберными пулемётами. Тем не менее, активизировать оружие сможет только моряк, управляющий роботами.

"Эти беспилотные катера построены вовсе не для того, чтобы запугивать врагов. Оружие будет пущено в ход только по приказу военачальника, располагающего исчерпывающим отчётом о действиях судов", — утверждает Кландер.

Все системы катеров отказоустойчивы, но в том случае, если связь с каким-либо водным беспилотником утрачивается, то он дезактивируется и считается пропавшим. Если же сбои несущественны, то на этот случай всегда можно пустить в ход вторую запасную линию связи, которая может быть использована для дезактивации робота.

Несмотря на то, что каждый катер снабжён различным оружием, привести в действие это оружие может только человек
(фото U.S. Navy).

Инженеры также отмечают, что в отличие от БПЛА Predator и Reaper, катера не требуют постоянного вмешательства со стороны человека и могут выполнять некоторые задания самостоятельно. К примеру, они движутся синхронно с остальными членами бригады беспилотных судов и выбирают оптимальный маршрут к цели, огибая препятствия.

"Одно из главных преимуществ нашей технологии, которая получила название CARACaS, это её низкая стоимость. В данном случае речь идёт о тысячах, а не миллионах долларов. И цена кажется ещё ниже, когда мы понимаем, сколько жизней матросов мы теперь сможем сохранить", — говорит Кландер.

Скептики, впрочем, утверждают, что столь стремительное развитие военной робототехники и длительное отсутствие любых директив по управлению ею может привести к необратимым последствиям. На это представители ВМС отвечают, что вся техника безопасна до тех пор, пока она управляется человеком.

Проект CARACaS был представлен в 14-ую годовщину нападения на корабль USS Cole у берегов Йемена. В 2000 году маленькая лодка, загруженная взрывчаткой, подплыла к американскому эсминцу, после чего тот взлетел на воздух. Трагедия унесла жизни 17 моряков, и ещё 39 оказались ранены.