Для скрипок составили эволюционное дерево

Мозаика из более чем 5000 изображений скрипок, изученных в ходе исследования

Мозаика из более чем 5000 изображений скрипок, изученных в ходе исследования
(фото Daniel Chitwood).

Элегантная форма скрипки развивалась в течение почти половины тысячелетия. Новое исследование, в ходе которого было проанализировано более 9 тысяч инструментов, выявило, от чего именно зависел внешний вид струнно-смычковых.

Элегантная форма скрипки развивалась в течение 400 лет, совершенствуясь во многом благодаря четырём знаменитым семействам мастеров. В новой научной работе, опубликованной в издании PLoS ONE, исследователи проанализировали более 9 тысяч скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов и обнаружили, что форма инструментов во многом зависит как от семейства изготовителей, так и от страны происхождения и периода времени, в которую инструмент был изготовлен.

Первые скрипки были созданы в Италии в XVI веке. Антонио Страдивари, один из самых уважаемых мастеров в истории скрипок, жил в Кремоне (северная Италия) с 1644 по 1737 год. Он создал около тысячи скрипок, из них 720 инструментов сохранились до наших дней.

Глава исследования Дэниэл Читвуд (Daniel Chitwood) из Центра растениеводства имени Дональда Дэнфорта (штат Миссури, США) сообщил, что исследование показало: форма современных скрипок развивалась во многом под влиянием Страдивари.

Сам Читвуд не изготавливает скрипки; он изучает генетику развития растений и её влияние на форму листьев, но в свободное время играет на альте.

"Хорошо задокументировано, что многие скрипичные мастера открыто заявляли о своём подражании Страдивари, потому что форма его скрипки была наиболее желанной", – рассказывает учёный.

Причём некоторые подделки настолько точные, что даже профессиональные музыканты не могут различить старые и современные инструменты: в ходе одного из исследований было выяснено, что скрипач нередко предпочитает новый инструмент старинному.

То, когда и где скрипка была изготовлена, во многом определяет форму инструмента.

Часто мастерство изготовления было семейным бизнесом и секреты передавались из поколения в поколение на протяжение всей истории. Так, например, братья Николо и Дженнаро Гальяно, жившие в Италии в 1700-х годах, изготавливали скрипки одинаковой формы.

Для оценки различия скрипичных форм Читвуд изучил изображения с онлайн-продаж редких и ценных инструментов. Анализируя очертания скрипок, Читвуд выявил четыре основных черты, появившиеся под влиянием определённых семей, в том числе Страдивари, итальянцев Джованни Паоло Маджини (1580-1630) и семейства Амати, а также австрийца Якоба Штайнера (1617-1683).

Любопытно, что у скрипок семейства Гварнери (к которому принадлежал знаменитый соперник Страдивари Бартоломео Джузеппе Гварнери по прозвищу дель Джезу (1698-1744) не было обнаружено никаких характерных черт. Все скрипки, изготовленные многочисленными Гварнери, по форме можно разделить на две группы: подражание Амати и подражание Страдивари.

При изучении характеристик скрипок Читвуд также обнаружил, что форма альта неотличима от формы скрипки в 63%. Вероятно, альту следует быть больше, чтобы вместить свой глубокий диапазон, однако изготовители решили сделать его компактным, чтобы исполнитель мог держать его под подбородком (как скрипку), а не между ног (как виолончель). Если бы альт был больше, то, скорее всего, это привело бы к болям в спине у многих музыкантов.

Изогнутые узоры и толщина дерева, используемые для изготовления пластин скрипки, так же как и свойства дерева, являются жизненно-важными характеристиками для акустики инструмента. В отличие от этого форма скрипки не имеет принципиального влияния на звук, так что ремесленники могут экспериментировать с корпусом инструмента — другие аспекты гораздо более важны.