Тема:

Лихорадка Эбола 1 год назад

Эбола расползается быстрее ожиданий

Вирус Эбола относится к филовирусам и имеет форму, похожую на макароны

Вирус Эбола относится к филовирусам и имеет форму, похожую на макароны
(фото Wikimedia Commons).

Африканский вирус, пришествие которого в Европу ждали в конце октября, уже унёс первые жизни. Стоит ли европейцам опасаться повторения у себя африканского сценария, по которому в среднем ежедневно от Эболы погибают 200 человек?

Африканский вирус, пришествие которого в Европу ждали в конце октября, уже унёс первые жизни. Стоит ли европейцам опасаться повторения у себя африканского сценария, по которому в среднем ежедневно от Эболы погибают 200 человек?

Очередным случаем, заставившем говорить об опасности пандемии, стала смерть в клинике святого Георга в Лейпциге 56-летнего сотрудника гуманитарной миссии ООН, побывавшего в Либерии. Это был уже третий пациент, которого из Африки доставили на лечение в Германию. Ещё один заболевший из Уганды до сих пор проходит курс в больнице Франкфурта-на-Майне. А вот в больнице Гамбурга в начале октября праздновали выписку пациента, перенёсшего страшную болезнь.

Точных цифр по числу погибших от лихорадки на западе Африки привести не могут не только во Всемирной организации здравоохранения, но и власти тех стран, где очаг эпидемии проявился наиболее ярко. Те официальные данные, которыми сейчас располагают эксперты, свидетельствуют о гибели свыше 4 тысяч человек. Заболевших 9 тысяч, и это лишь те, у кого болезнь диагностирована. Учитывая, что инкубационный период Эболы составляет 21 день, можно лишь догадываться о росте данных статистики.

Либерия платит самую высокую цену в борьбе с болезнью. Там и самая высокая скорость роста заразившихся и, как следствие, самое большое число жертв. Морг Монровии, столицы Либерии, переполнен. Тела элементарно не успевают кремировать. И это уже сейчас, а ведь по данным американских экспертов, работающих вместе с медиками в Либерии и Сьерра-Леоне, число заболевших в этих странах к началу следующего года, то есть всего за 3 месяца, увеличится в разы. Оптимистичные оценки – полмиллиона заболевших. Пессимистичный сценарий допускает полтора миллиона инфицированных.

Такой разброс цифр в прогнозе эксперты относят на счёт профилактики и того, как она будет применяться. Впрочем, находятся и те, кто считает, что опасность Эболы искусственно раздувается фармацевтическими концернами, чтобы разыграть ту же карту, что и в случае со свиным гриппом. То есть, фарминдустрия торопится снять сливки с эпидемии и получить многомилионные гранты и бюджетное финансирование на борьбу с возникшей угрозой, тогда как реально медикам пока нечего противопоставить заразе, и им остаётся только надеяться на то, что в природных очагах лихорадка пойдет на спад.

Кстати, что является первичным источником распространения заболевания, учёные до сих пор и не знают. Часть вины возлагают на обезьян или летучих мышей, но уже известно, что эти животные сами являются переносчиками, а не носителями заболевания и, кстати, очень быстро от него погибают. Между людьми болезнь передаётся только, как говорят медики, через "обмен жидкостями", такими, к примеру, как кровь или слюна. Однако, как показала практика, бесконтактный метод общения с заболевшими тоже не гарантирует защиту от вируса. Так, медсестра, ухаживавшая за испанским священником, умершим от Эболы, сама заразилась, хотя применяла все рекомендованные меры защиты. Официальные лица поспешили заявить, что действующие методики и рекомендации несовершенны, а вот сама медсестра допускает, что дело вовсе не в этом, а в том, что вирус мутирует и приобретает новые способы распространения.

Медсестра гуляет с маленькой девочкой, заражённой лихорадкой Эбола
Медсестра гуляет с маленькой девочкой, заражённой лихорадкой Эбола
(фото Pascal Guyot).
Эксперты прогнозировали, что Эбола доберётся до Европы примерно 25 октября. Пугающая точность основана, к счастью, на экстраполяции статистических расчётов, а не на конспирологической теории о том, что за вирусом стоят некие тёмные силы, которые вот-вот привезут смертельную болезнь в Евросоюз. Не стоит и буквально воспринимать пришествие болезни, как вторжение полчищ вредоносных вирусов, массово "нападающих" на беззащитных европейцев. "Пришествием" медики считают заражение одного человека от другого в одной из европейских стран. Пока же пациентов привозят в ЕС самолётами и пытаются лечить в местных клиниках.

Стоит признать, что лечением, в полном смысле слова, это назвать нельзя. Лекарства от Эболы у медиков нет. Они лишь делают всё возможное, чтобы поддержать организм пациента в борьбе с заболеванием, а параллельно, как говорится — пользуясь случаем, изучают болезнь под микроскопом. Пока безрезультатно. До создания полноценной вакцины ещё далеко. Медики сами признаются – создание эффективной прививки осложняется самой природой вируса Эболы. В случае с Эболой иммунная система человека как раз играет ключевую роль в усилении инфекции. Проще говоря, прививка в её традиционном виде, напротив, лишь упростит вирусу путь проникновения в организм и его поражение.