Тема:

"Северный поток" 6 дней назад

Европа близка к панике – не удается помешать появлению "Южного потока"

Будапешт подтвердил готовность идти наперекор Брюсселю. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил о своей решимости строить "Южный поток", несмотря на давление со стороны Евросоюза. К работе в проекте допущены независимые компании, которые не будут выполнять указания функционеров или Вашингтона.

Будапешт подтвердил готовность идти наперекор Брюсселю. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил о своей решимости строить "Южный поток", несмотря на давление со стороны Евросоюза. К работе в проекте допущены независимые компании, которые не будут выполнять указания европейских функционеров или Вашингтона. Европа близка к панике — помешать появлению стратегического газопровода, по которому пойдет российское топливо, не удается.

Нет экономического проекта более политизированного Западом, чем "Южный поток". И тому, кто идет вразрез с генеральной линией, нужно быть готовым к потоку желчи в свой адрес. Самое мягкое, что пишут сегодня о венгерском премьере Орбане — это то, что он пробивает брешь в антироссийском фронте. Ему, впрочем, к такому не привыкать: в начале месяца, когда Венгрия остановила газовый реверс на Украину, писали что-то похожее. Но и тогда и сейчас венгры просто ставили свой интерес выше политических заказов из Вашингтона и Брюсселя.

"Мы хотим того же, что уже сделали немцы. Если на Украине есть какие-то проблемы, у Венгрии все равно должен быть газ. А для этого нам нужен свой газопровод, поэтому мы поддерживаем "Южный поток", — заявляет Орбан.

Что сделали немцы? Построили вместе с "Газпромом" "Северный поток", по которому топливо идет из России в Германию без посредников. Теперь они могут спать в тепле, в независимости от Украины, и рассуждать о диверсификации газовых поставок без риска для себя. А чем венгры хуже? Вот и решили они рассматривать "Южный поток" как свой внутренний проект, то есть допустить к строительству трубы свои нелицензированные компании, вместо тех Transmissom Sistem Operators, которые занимаются трансконтинентальной энергетической инфраструктурой с санкции Еврокомиссии. У Будапешта, в принципе, есть такое право, но в Брюсселе вторые сутки переваривают, что из этого вытекает.

"Еврокомиссия в настоящее время находится в контакте с властями Венгрии, чтобы получить разъяснения по этому вопросу. Сами по себе процедуры получения разрешения на строительство и эксплуатацию газопровода не противоречат европейским нормам, однако нам непонятно какими критериями будет руководствоваться венгерское правительство при выдаче таких разрешений", — недоумевает официальный представитель Еврокомиссии по климату и энергетике Анна-Каиса Итконен.

Демарш венгров в энергетическом секторе "Южным потоком" не ограничивается. Венгерская государственная компания "МОЛ" готова продать свою долю — 49 процентов — в крупнейшем хорватском холдинге "ИНА" российским инвесторам, которые, по данным информированных источников, размышляют над покупкой, которая укрепит позиции России на газовом рынке южной Европы. Понятно, госдеп занервничал — оппозиция наметилась.

Американский дипломат Амос Хохстен трижды проводил совместные переговоры с хорватской компанией "ИНА" и венгерской "МОЛ" и пять раз встречался с ними по отдельности в Загребе и Будапеште, но безрезультатно.

"В ЕС уже давно нет единой точки зрения касательно антироссийских санкций. Австрия исключила возможность их расширения, тем самым выступила против позиции ФРГ: на данный момент "новые санкции не обсуждаются", заявил австрийский министр иностранных дел Зебастиан Курц. Финлядия еще в ходе последнего ужесточения штрафных мер выражала свои сомнения. Венгрия ставит на тесные контакты с Россией и ускоряет строительство "Южного потока", — пишет авторитетное издание "Блумберг".

Ужесточения санкций не будет, но при этом они останутся, как есть — дал понять председатель Еврокомиссии Жан Клод Юнкер, представляя своих новых комиссаров. Ключевую по нынешним временам должность евроэнергетика вместо знакомого немца Оттингера, занял Марош Шевчович. О котором пока нужно уяснить — он словак, гражданин страны, прочно привязанной к той же трубе, что и Украина. А это значит, что за "Южный поток" венграм, и не им одним, еще предстоит побороться.