"Угольное" дело: Продан засекретил данные о торгах

Министра энергетики Украины Юрия Продана, который все вытирал пот со лба в ходе недавних переговоров по газу с делегацией России, вот-вот могут посадить в тюрьму.

Киев после внеочередных парламентских выборов увлечен переговорами о создании новой коалиции большинства в Верховной Раде. Создание большинства в тридцатидневный срок после начала работы Рады — формализованное конституционное требование на Украине. Если эта норма не будет соблюдена, президент имеет право распустить депутатов и назначить дату новых парламентских выборов.

Избранная Верховная Рада пока не собиралась. Первое заседание может состоятся аж в декабре. Точное время не объявлено. Но уже сейчас переговоры о создании большинства активно идут.

У этого процесса — любопытные особенности. Есть две политических силы, каждая из которых считает себя победителем на состоявшихся выборах. Переживала Украина времена, когда было у нее два гетмана, два избранных президента, два генеральных прокурора, теперь — два победителя на выборах.

Поддерживаемый американским посольством в Киеве премьер Яценюк считает, что победитель — он, поскольку его "Народный фронт" как партия набрал больше голосов, чем "Блок Петра Порошенко". Но ведь и Порошенко считает себя победителем, поскольку в сумме с мажоритарщиками у его блока в Верховной Раде больше депутатских мест. В любом случае говорить о чьем-то общенациональном лидерстве спорно, поскольку и партия Яценюка, и блок Порошенко получили где-то в районе 21-22% каждая.

Яценюк считает, что его партия должна строить коалицию, формулируя условия, на которых туда будут приглашены другие. Порошенко полагает наоборот. Его блок должен стать основой, и он диктует правила. Яценюк уверен, что большинство в Верховной Раде должно безропотно одобрять действия его правительства. Порошенко думает, что правительство должно быть подотчетно парламенту, и в случае разногласий министры — в отставку, премьер — тоже.

Впрочем, интрига еще острее. В переговорах по созданию коалиции большинства участвуют пять партий. Причем все считают себя на состоявшихся выборах обделенными. Порошенко недоволен, что его рейтинг в ходе провальной войны рухнул, и на переговорах о создании коалиции большинства в парламенте он мечтает компенсировать потери. Яценюк, Тимошенко, Ляшко и мэр Львова Садовой (креатура Коломойского) тоже полагает, что недополучили, что время работает на них и чем скорее будут новые выборы в Верховную Раду, тем лучше.
Если так, то ни у кого, кроме Порошенко, нет намерения входить в устойчивый и долгосрочный альянс.

Все хотят обхитрить друг друга и, получив временные преимущества, "взорвать" Верховную Раду в расчете на лучший результат на столь желанных внеочередных выборах. Вот такая в Киеве петрушка.

Договаривающиеся стороны — это политические силы, захватившие власть в ходе кровавого госпереворота, то есть недемократическим путем. Они не демократы. Все, скорее, склонны к насилию, нежели к переговорам. Так себя и ведут — пугают друг друга, грозят. Так что когда мы следим за созданием коалиции в будущей Верховной Раде, то в уме держим, что интересы коалиционеров — не про Украину, а методы борьбы — недемократичны. Западу, впрочем, нравится.

Между тем министра энергетики Украины Юрия Продана, который все вытирал пот со лба в ходе недавних переговоров по газу с делегацией России, вот-вот могут посадить в тюрьму.

Скандал с угольными поставками в украинском Министерстве энергетики и угольной промышленности пока не комментируют, даже отрицают сам факт того, что сотрудники Генпрокуратуры проводят здесь обыски и изымают документы. Двери закрыты — выходной день. Но формулировка возбужденного уголовного дела известна: "растрата и присвоение чужого имущества с использованием служебного положения". Более того, на допрос в Генпрокуратуру вызван глава Минэнерго Юрий Продан. Говорят, министр вот-вот может быть арестован.

Все дело — в южно-африканских закупках. Оставшийся отрезанным от шахт Донбасса Киев подписал контракт с ЮАР на поставку миллиона тонн угля. Законность сделки сейчас и проверяют.

"Объективную цену на юаровский уголь нельзя сравнить с ценой украинского и российского угля. Конечно, он будет дороже из-за транспортировки, перегрузки в порта, насколько мне известно из информации, которую мне предоставляли компания "Центрэнерго" и государственная компания, которая закупала у достаточно "прозрачного" трейдера с "прозрачными" составляющими", — заявил Юрий Продан.

Но то, что сам Продан, до этого вытиравший со лба пот во время переговоров по газу, называет "прозрачным", вызвало у экспертов множество вопросов, и главный: а был ли тендер?

В условиях, когда Киев продолжает наотрез отказываться закупать уголь в Донбассе или России, при том что запасов собственного на ТЭЦ — лишь на несколько дней, Минэнерго засекретил всю информацию о торгах, назвав только конечную цену. Ее специалисты и сравнили с рыночной.

Стоимость такого топлива на Чикагской товарной бирже, являющейся одной из крупнейших в мире и наиболее диверсифицированной, при условии погрузки в октябре составляет 65,4 доллара за тонну. Добавив сюда стоимость доставки сырья из ЮАР, получаем окончательную цену — 81,4 доллара за тонну. То есть разница между ценой, заявленной Минэнерго, и реальной рыночной ценой угля из ЮАР составляет порядка 10 долларов на тонне.

Казалось бы, немного, но в масштабах всей сделки выходит десять миллионов долларов. И это происходит, когда уже сейчас украинцы устраивают "холодные" бунты и в знак протеста против холодных батарей перекрывают улицы.

Ход "угольному делу", говорят, дал лично Порошенко на заседании национального Совбеза, что проводил 4 ноября. Там же — правда, по неподтвержденной информации — президент и силовики узнали от генерального прокурора Яремы множество фактов о чудовищных преступлениях собственной же армии и батальонов нацгвардии.

Текст прокурорского доклада, для посторонних явно не предназначенный, опубликовали хакеры из группы "КиберБеркут", утверждая, что получили доступ к личному компьютеру Яремы. Убийства, мародерство, хищение оружия — далеко не полный список преступлений украинских военных в Донбассе — с конкретными фамилиями и номерами частей.

В докладе перечислены 65 уголовных дел, возбужденных по тяжким статьям. Но об этих "подвигах" украинских силовиков в патриотичном телеэфире — ни слова. Небоевые потери генералы потом все равно спишут на атаки ополченцев. И никак не своих. Хотя украинской Генпрокуратуре и об этом известно.

Бойцы батальонов, покинувшие с оружием зону так называемой АТО, уже и в Киеве отметились. То ночную перестрелку в столице устроят, не поделив с майданной самообороной, кто же будет "крышевать" очередной склад, то в криминальных сводках СБУ окажутся. У распущенных за мародерство бойцов изъяли вывезенный с юго-востока арсенал: гранаты, пистолеты, автоматы Калашникова.

Так и до очередного вооруженного переворота недалеко, заявил об украинских батальонных патриотах прокурор Киева. Но в открытой для прессы части заседания Совбеза — лишь о реакции на состоявшиеся в самопровозглашенных республиках выборы. Признавать их Киев не собирается.

Порошенко называет голосование в ДНР и ЛНР "фарсом". Обвиняет республиканцев в срыве Минских договоренностей и требует отменить свой же закон об особом статусе Донбасса, а его жителям объявить экономическую блокаду. Премьер Яценюк тут же берет под козырек: пенсии, социальные выплаты и зарплаты бюджетникам неподконтрольный Донбасс не получит.

"До того момента, пока территории будут контролироваться всякими самозванцами, центральный бюджет не будет туда отправлять средства. Правительство не будет финансировать террористов, самозванцев и проходимцев!" — заявил Арсений Яценюк.

Ход гривной, что делает Яценюк, — как предупреждение взбунтовавшемуся Донбассу. Лидер "фронтовиков", вчистую проигравший досрочные парламентские выборы даже на подконтрольных украинским военным восточных территориях, все еще рассчитывает сплотить вокруг себя коалицию в парламенте.

Впрочем, до первого заседания в новом составе Раде еще далеко. Центризбирком даже официальные результаты подвести не может — называет лишь электронные данные, обработал их только накануне. Не хватало протоколов с участков в Донецкой области, которые всю неделю пытались штурмовать боевики "Правого сектора" (запрещена в РФ) и батальонов, чтобы провести там своих кандидатов.

С подсчетом голосов под прицелами автоматов президент обещал разобраться, хотя и продолжает называть состоявшиеся парламентские выборы "торжеством украинской демократии", о будущем которой и хотят договориться "на пятерых" промайданные партии.

Но текст коалиционного соглашения согласовать пока не получается — слишком много у всех амбиций, в том числе и на министерские портфели. Тот же Ляшко уже заявил: его партия рассчитывает на посты в МВД, Министерстве образования и Минэнерго. Но захотят ли отдать радикалам стратегическое газовое направление в окружении Порошенко и Яценюка, даже если нынешний министр Продан будет арестован по "угольному делу"?