На месте крушения малазийского Boeing спасатели ДНР закончили собирать обломки лайнера. Все, отмеченные голландскими специалистами части погружены в 11 крытых вагонов в Торезе, откуда должны отправиться в Нидерланды. Получилось около 100 тонн, хотя масса пустого Boeing той модификации не менее 143 тонн. Эксперты в Амстердаме игнорируют то обстоятельство, что полную картину по частично собранным вещественным доказательствам невозможно установить. На это сегодня указали в Росавиации. В ведомстве, со своей стороны, подготовили новый пакет документов для голландской комиссии по расследованию катастрофы. Правда, сотрудничество, как отметили в Росавиации, по-прежнему одностороннее — без ответа из Амстердама.
Последние обломки Boeing грузят в вагоны для отправки в Нидерланды. Там эксперты должны произвести выкладку фрагментов, которая, по международной практике, является ключевой частью расследования. Именно выкладка является обязательной при расследовании любой катастрофы. Но почему-то с места падения Boeing забирают далеко не все. Не говоря уже о том, что с момента трагедии прошло уже 4 месяца, а само место изрыто снарядами украинской армии.
Эти кадры сняты несколько дней назад. Фрагменты лайнера прямо на поле распиливают болгаркой, и это при том, что даже царапины на кусках фюзеляжа вроде бы представляют ценность для расследования.
"Фрагменты самолетов являются вещественным доказательством, — говорит заместитель главы "Росавиации" Олег Сторчевой. — Любое повреждение уменьшает возможность дать окончательный ответ на вопрос о причинах катастрофы, шансы установить истинные причины произошедшего. Выкладка самолета также имеет огромное значение. Частичная выкладка фрагментов, на мой взгляд, означает частичную картину повреждений".
Олег Сторчевой входит в состав комиссии по расследованию со стороны России. Сегодня он констатирует: до сих пор нет никаких результатов, кроме очевидного вывода о том, что самолет был разрушен воздействием извне. Российская сторона с самого начала подчеркивала свою готовность помочь в выяснении причин крушения Boeing, но пока участие наших экспертов ограничивается лишь отправкой документов, которые запрашивают голландцы. О самом ходе расследования в Москве узнают из прессы.
"Мы не были приглашены ни к участию в сборе фрагментов, ни к осмотру места происшествия, хотя неоднократно выражали готовность и желание выехать на место катастрофы, — продолжает Сторчевой. — Мы были в рабочем порядке информированы Советом по безопасности Нидерландов о проводимых работах".
Никакой конкретики о том, кто и чем сбил Boeing над Донецкой областью по-прежнему нет. Недостаток информации породил лавину самых разнообразных версий, многие из которых не выдерживают никакой критики. Из последнего — нашумевший снимок с атакой на Boeing некоего истребителя. Это фото сразу вызвало много вопросов.
Без тщательной экпертизы его подлинность доказать невозможно. Но пока нет ответов даже на очевидные вопросы: почему украинская сторона до сих пор не предоставила записи переговоров в районе АТО, и данные о местах расположения своих установок "Бук"? Почему нет информации о местонахождении украинских штурмовиков 17 июля? Расследование под руководством европейских следователей откровенно буксует.
"Малайзия тоже открыто выражала желание принимать гораздо большее участие в расследовании, — говорит Сторчевой. — И они, как государство регистрации воздушного судна, государство-эксплуатант, а также страна, 44 гражданина которой погибли в катастрофе, несомненно, должны были самым активным образом в него вовлечены.
Надежда, что выкладка фрагментов, наконец, прольет свет на причины катастрофы, тает на глазах. До сих пор не понятно, когда эту выкладку будут производить? Вагоны с частями Boeing стоят на железнодорожной станции Торез. И нет ясности — когда обломки отправятся в Голландию. Все происходит так, будто на Западе тянут время, чтобы как можно дольше не раскрывать правду.