Ректор МГУ обозначил проблемы школьного образования

Крупнейшими проблемами отечественного образования ректор МГУ Виктор Садовничий на заседании Совета по науке, технологиям и образованию при главе государства назвал неравный доступ к хорошему образованию, снижение мотивации учеников и низкий статус учителя.

Крупнейшими проблемами отечественного образования ректор МГУ Виктор Садовничий на заседании Совета по науке, технологиям и образованию при главе государства назвал неравный доступ к хорошему образованию, снижение мотивации учеников и низкий статус учителя. Медведев добавил еще одну – "неспешное" внедрение в практику достижений научно-технического прогресса.

"Известно,- отметил Садовничий, – что наибольший вклад в ВВП вносят наиболее образованные люди. Поэтому, мне кажется, что сегодня должны обсудить два основных вопроса: какие основные проблемы сейчас стоят перед школой и какой должна быть школа".

"Нам кажется, – сказал ученый, почти 15 лет возглавляющий Российский союз ректоров, – основная проблема сегодняшней школы – это снижение качества образования и связанное с этим уменьшение мотивации в получении фундаментального образования. Неравный доступ к хорошему образованию". Напомнив, что президент "говорил о территориальном факторе неравенства, а две трети школ в России – это сельские школы", Садовничий признал, что "ученикам этих школ, конечно, труднее, чем их сверстникам в городах в элитных школах получать образование". "Кроме того,- добавил он, – объем платных услуг в системе общего образования вырос за последние годы в несколько раз".

"Второй важнейший вопрос – это вопрос о статусе учителя, роли учителя. Россия имеет прекрасные традиции. Учителя – золотой фонд нашей интеллигенции",- считает Садовничий. Он предложил вспомнить "земские школы, которые всегда были очагами просвещения", приведя в пример Есенина, окончившего земскую школу Константинова.

По оценке ректора МГУ, "сейчас наша страна – на новой траектории. Однако накопились проблемы. Более половины учителей – предпенсионного и пенсионного возраста. Профессия учителя, увы, не является престижной. Выпускники университета и даже педвуза неохотно идут работать в школу. Учителю трудно приобрести жилье, а в ряде регионов зарплата учителя пока невысокая. По статистическим данным, разброс среднемесячной зарплаты – от 5 тысяч до 30 тысяч рублей".

Третьей важной проблемой Садовничсий назвал воспитание школьников, отношение семьи и школы, их взаимодополняемость. "Социологические опросы говорят, что сейчас, к сожалению, доминирует не всегда оправданный прагматизм в этих отношениях, который неизбежно передается молодым людям. Безусловно, это сказывается и на школьной атмосфере. Отметим, что многодетные семьи, малообеспеченные семьи, семьи с детьми-инвалидами сами нуждаются в увеличении адресной поддержки", – констатировал Садовничий.

Признав, что "отношения семьи и школы всегда были непростыми", он привел слова Льва Толстого о том, что "взгляды родителей и учителей трудно примирить". "Они часто по-разному смотрят на цели образования", – заметил ректор.

Вслед за президентом Садовничий повторил, что школа "должна укреплять, а не ухудшать здоровье ребенка. А данные говорят, что 80% выпускников школы имеют ограничение в выборе профессии, а 35% юношей не пригодны к службе в армии".

В целом, по мнению докладчика, "для школы сделано многое, и ситуация в ней, на самом деле, лучше", что он связал, прежде всего, с национальным проектом "Образование", у истоков которого стоял нынешний президент, отмечает ТАСС. "Большая работа проведена и органами управления образования министерства",- признал Садовничий.

Перейдя к своему видению "школы будущего", он посетовал, что "содержание образования практически мало изменилось с середины прошлого века". "Объем знаний в мире растет по экспоненте, – продолжал он, – а в школе проявляются новые предметы, не имеющие глубокого научного содержания". "Ясно, что всему учить нельзя,- считает ректор главного вуза страны. – Нам кажется, что требуется, широко обсудив в обществе, в ближайшее время утвердить современные требования к базовому школьному образованию разработать современный стандарт". Работа эта, по его мнению, "затянулась".

Далее ректор предложил "продолжить работу по экспертизе школьных учебников, поднимая планку требований к ним". В качестве примера он сообщил, что "только по одному предмету из 41 учебника, рассмотренных комиссией Академии наук, всего два признаны пригодными".