Опасная парочка

Опасная парочка

Минин и Пожарский могут вернуться на свое историческое место в центре Красной площади, между Мавзолеем и ГУМом. Монумент, сдвинутый в 1930 году по приказу Иосифа Сталина, чтобы не мешать парадам, сейчас в аварийном состоянии.

Туристам сейчас везет несказанно. До 2009 года памятник Минину и Пожарскому еще можно сфотографировать в привычном зеленовато матовом облике, так называемой шубе. В ближайшее время решится, кто из специалистов будет устранять его скрытые трещины, невидимые внутренние дефекты. Символ Москвы, которому уже 190 лет, впервые починят и отполируют, а главное - обещают сделать безопасным для окружающих.

Самые слабые места скульптурной композиции - бронзовые ступни национальных героев. Они потрескались и едва держатся, также как и щит в руках Пожарского, который весит почти три тонны и, по словам специалистов, может опрокинуться в любой момент от сильного порыва ветра в любой момент.

С памятником уже случались неприятные истории. Однажды из-за ветхости креплений на нетрезвого туриста упал один из двух многотонных барельефов. Человека спасти не удалось, а эта история не получила огласки. Некоторые специалисты тогда выступили за немедленный демонтаж, другие посчитали, что скульптура в отличном состоянии, и даже сегодня есть мнение, что реставрация памятнику не нужна.

"Я считаю, что она находится в очень хорошем состоянии, я специально обошел, внимательно посмотрел. Там все идеально", - уверен скульптор Александр Рукавишников.

Единственный раз, когда бронзовым Минину и Пожарскому замазывали трещины на спинах и щели на ногах, было преддверие Олимпиады 1980 года. Советские реставраторы использовали новую по тем временам технологию - эпоксидную замазку. Но спустя полгода под действием воды и ветра смесь отвалилась, начался губительный процесс минерализации металла.

"Есть у нас такая дикость, оставшаяся с советских времен, когда скульптуры должны быть начищены как самовар. Я думаю, что постепенно это уходит", - заверяет Александр Рукавишников.

Классики архитектуры до сих пор разводят руками. По их мнению, было ошибкой передвигать в начале прошлого века грандиозный монумент с его исторически законного места в центре самой известной площади страны Советов. Сейчас, чтобы облик Красной площади не осиротел, на время реставрации предлагается из гипса сделать копию Минина и Пожарского. Есть даже планы перенести эту копию в самый центр Красной площади, между мавзолеем Ленина и главным универсальным магазином, где памятник стоял до 1930 года.

Тогда он очень мешал проведению военных парадов, его приходилось объезжать и обходить. Иосиф Сталин приказал очистить плац, переместить творение скульптора Ивана Мартоса к храму Василия Блаженного. Это сделали за сутки.

"Перенос памятника сильно изменил первоначальный замысел, так как Минин и Пожарский указывали на Кремль. Сейчас получится, что они на Ленина показывают", - считает Григорий Ревзин, историк, архитектурный критик.

Фигуры из бронзы, пьедестал из сибирского мрамора - все это стоило членам Вольного общества любителей словесности 150 тысяч царских рублей, огромное состояние. Памятник в 1808 году собирались поставить в Нижнем Новгороде, но честолюбивый скульптор Мартос настоял на Москве.

Во сколько сегодня обойдется московским властям демонтаж и реставрация, еще не посчитали. Но уже точно известно: реставрировать будут в два этапа и два года. В 2010 году памятник должны вернуть на Красную Площадь.

Сегодня