Первомайск: перемирие под бомбежками

Спецкор Александр Рогаткин в команде с оператором Дмитрием Рогалевым и продюсером Александром Смирновым продолжают репортажную телелетопись Новороссии.

Спецкор Александр Рогаткин в команде с оператором Дмитрием Рогалевым и продюсером Александром Смирновым продолжают репортажную телелетопись Новороссии. Им удаётся показать таких героев и в таких ситуациях, найти такие образы, что в сравнении со всем этим меркнут любые расклады политологов, уходят любые сомнения в искренности или мотивах защитников Новороссии.

Уже третий месяц перемирие в Донбассе жители Первомайска встречают под бомбежками. Город медленно, но верно превращается в руины.

"Вот, что осталось от моей посуды. От моей любимой, мои подсолнухи, — показывает разруху Татьяна Силина, жительница Первомайска. — Это я любила собирать посуду. У меня вся кухня была в подсолнухах". Татьяна – мать троих детей. Все приходит и приходит на руины своей квартиры. От нее только две комнаты остались – снаряд разрушил в подъезде несколько этажей.

Раненых соседей увезли в больницу, погибших — в морг. В разрушенных квартирах остались никому не нужные кошки и собаки, да и те не все пережили обстрел. Люди спускаются в подвалы, в них город живет уже несколько месяцев.

Жителям не дают передохнуть – артналеты начинаются неожиданно, иногда наводчик набирает конкретную цель.

- Что за человек погибший?

- А это работник ЖЭКа.

Украинская артиллерия бьет по Первомайску, ополченцы отвечают по их позициям точечными ударами из трофейной гаубицы. Гаубицу за точность называют снайперской. "Мста-Б очень точное оружие. Произведено в 87-м году. На вооружении украинской армии на 2013 год было 118 штук всего", — говорит Владимир Полтинник, командир артиллерийской батареи.

Да и как тут промахнешься, если все артиллеристы в основном местные, из города Лисичанска, который остался за линией фронта. Там дома ополченцев и их родственники.

Владимир Полтинник – бывший бизнесмен из Лисичанска. Управлять гаубицей научился еще в украинской армии.

- Честно сказать, война какая-то… Воюют военные, а страдают мирные, причем, что с одной, что с другой стороны. И пацанов этих жалко. Я сам служил в украинской армии. Спасибо украинской армии, что научила меня делу артиллерийскому. Но служил-то я с теми, нормальными пацанами.

- То есть, получается, и по своим сослуживцам приходится стрелять, да?

- Да. И по моим учителям, офицерам, которые меня учили. Ну, хорошо научили.

Неожиданно корректировщик передает, что начинают работать украинские "Грады". "Град" ударил далеко в стороне. Расчет готовит к отправке очередную крупнокалиберную СМС: за Первомайск.

Артиллерийские дуэли продолжаются весь день. Вечером в городе опять засверкали вспышки. Вместе со снегом падал "Град". Комендант Первомайска едет фиксировать разрушения. Ему доложили, что снаряды разорвались, но уже уничтожены продовольственной базы. Только утром стало понятно, куда попали реактивные снаряды.

78-летний Юрий Щур переживает в своей жизни уже второй обстрел и второй разрушенный дом. Один был в детстве, другой — на закате жизни. "Это вторая война мне, — рассказывает он. — Я сам родился в Ростовской области, в Пролетарской, в 41 м году ранен был, 6 лет мне было".

В этот раз обошлось без ранений. "Лучше бы убило. Только бы не ранило. Мне уже все равно", — говорит Юрий Щур.

В доме он оставался один, сторожил пожитки. Супругу отправил в Первомайск, в бомбоубежище. Несколько месяцев перебиваются с хлеба на воду.

"Дают полбуханки на двоих, на площади. Очереди страшные. Пока выстоишь за этой полбуханки, не захочешь ничего. Кроме хлеба ничего нет", — говорит Прасковья Крапивцова, жительница Первомайска.

За несколько месяцев боев Первомайск потерял почти 500 мирных жителей. Город в полукольце. Самый беспокойный 29-й блокпост – у поселка Донецкий.

Командир подразделения – казак с окладистой бородой. Естественно, что позывной у него может быть только Бабай. Недавно у Бабая появилось пополнение — доброволец из Бразилии, Рафаэль. Он служил в полиции, ловил наркоторговцев, теперь вот стал казаком.

За веру, Царя и Отечество бразильский казак воюет уже три месяца. В октябре Рафаэль подходил подготовку в интербригаде батальона "Призрак", там были сербы, чехи, французы. "Я из Франции, — говорит доброволец Янник Лозак. — Я здесь, для того чтобы бороться. Это очень важно для меня и для деда. За свободу он отдал свою жизнь во время Второй мировой. Я должен это сделать. Это моя история. Мне нравятся люди, которые борются со мной за свободу".

Рафаэль успел послужить еще два года во Французском легионе, так что ему не впервые разбирать "Калашников". Сторонник левых идей, он был постоянным участником уличных митингов. В конце концов, с полицией, в которой он когда-то служил, у него возникли серьезные проблемы. Рафаэль был даже арестован на полтора месяца – якобы он пришел на демонстрацию против коррупции не с бутылкой какао, а с коктейлем Молотова. В итоге профессиональный революционер оказался в Донбассе. "Вся семья, мои родители и сестра, брат, они все знают, что я здесь", — говорит он.

Бабай раздает казакам задание. Действовать будут двумя группами. В микроавтобус ставят крупнокалиберный пулемет "Утес", видавший виды "восьмерку" АГС. Рядом с ним остается место для Рафаэля. Он будет прикрывать гранатометчиков. Вот она, современная тачанка. Казаки их называют бабайками. Рафаэль и еще несколько бойцов залегают в поле, в глубоком снегу. Бразильцу непривычно, но держится.

Началось. Пули засвистели так, что голову не поднять. Ополченцы смогли вплотную подобраться к неприятельскому блок-посту, с которого постоянно обстреливают населенные пункты. И попытались подавить огневые точки. Оказалось, что на встречу казакам с блок-поста выдвинулись штурмовые группы противника, они залегли в посадках и встретили ополченцев шквальным огнем. Начинают работать минометы. С трудом удалось вырваться из снежного заноса.

Машину сильно заносит. Осколками пробило колесо и радиатор. Из багажника весь в снегу выбирается невозмутимый бразилец. Возвращается и вторая группа. Но что-то не так. Сначала решили, что ранен Бабай. Выяснилось, что ополченец Коля. Жители Первомайска за длинные усы ополченца в шутку называли Тараканом. Теперь все пытаются спасти Николаю жизнь. Ранение тяжелое — в голову. Оперативно примчалась военная скорая помощь, но довезти ополченца до больницы живым так и не получается. Он умирает от потери крови.