Строптивый Виктор Орбан стал головной болью для США

У Будапешта с Евросоюзом не складываются отношения. Несговорчивый венгерский премьер Виктор Орбан с некоторых пор стал головной болью и для американцев. Как в этих условиях живут венгры и как держат удар?

У Будапешта с Евросоюзом не складываются отношения. Несговорчивый венгерский премьер Виктор Орбан с некоторых пор стал головной болью и для американцев. Как в этих условиях живут венгры и как держат удар?

Площадь Героев — начало любой экскурсии по Будапешту. Колонна из каррарского мрамора, за ней — венгерские "великие". Иштван Первый — ему мадьяры обязаны обретением родины, король Матиуш, время правления которого называют "золотым веком".

Храм на холмах Буды носит его имя. Под его сводами отдельно королем Венгрии короновали последнего австро-венгерского императора Франца Иосифа. Богатая история и лучший вид на Будапешт, взгляды которого, Брюсселю все чаще не по нраву.

"Это стратегическая ошибка Венгрии, потому что мы не смогли решить эту проблему. Но это и стратегическая ошибка Европы, которая не смогла мобилизовать достаточные ресурсы и поддержать эту цель", — это венгерский премьер Виктор Орбан сказал в лицо европейским политикам на встрече в Хорватии. Речь — о закрытии "Южного потока". Еще жестче — дома в радиоэфире: "ЕС работал неустанно, чтобы похоронить этот проект. И вот его больше нет".

За слова строптивого премьера перед миром отвечать самому молодому в венгерском правительстве. Кабинет главы МИД Петера Сийярто одновременно похож на художественную галерею и зал спортивной славы. Заядлый футболист на время выбыл из игры из-за травмы, но бьется за национальные интересы. В ответ на вопрос о "Южном потоке" стучит себя по больному колену: "Конечно, жаль". Заранее отметает упреки в излишней пророссийскости.

"Венгрия была и будет суверенной страной. Мы не ведем проамериканскую, пророссийскую или дружественную Евросоюзу политику. Мы осуществляем провенгерскую политику, принимаем решения, которые соответствуют нашим национальным интересам. Конечно, на нас иногда ведутся атаки из многих направлений, но мы никогда не сдадимся", — отметил Сийярто.

За кадром он шутит: недовольных в Европе много, а мы еще и громкоголосые. И венграм достается из раза в раз: то Брюсселю не нравится закон о СМИ, якобы ведет к цензуре, то суды работают не так. Когда Орбан заступился за закарпатских венгров, живущих на Украине, заговорил о культурной автономии, соседи по Европе всерьез начали коситься в сторону здания на Дунае — визитную карточку Будапешта и, пожалуй, самый красивый парламент в Европе.

Роскошный пример неоготики. Десять внутренних дворов, купольный зал для торжеств. Здесь хранится корона основателя Венгрии, присланная, кстати, Папой Римским. И здесь же есть свой кабинет у нынешнего премьера страны Виктора Орбана, архитектура мысли которого так не нравится европейским чиновникам в офисах из стекла и бетона.

Взъелись на Будапешт еще во время экономического кризиса 2008-го. Тогда венгерское правительство ввело так называемый налог Робин Гуда — на банковские сделки. При это снизили подоходный налог для граждан.

"Банковский сектор в самые сложные годы кризиса продолжал работать, получая существенную прибыль, поэтому мы приняли решение, что этот сектор экономики должен взять на себя дополнительную нагрузку. И позже подтвердилась правильность этой политики. В 13 странах Европы теперь имеются аналогичные банковские налоги", — подчеркнул министр экономики Венгрии Михай Варге.

Пятница. 8 вечера. Уборщицы обходят кабинет главы ведомства. Министр экономики работает. Венгрия вышла из кризиса, не только выплатив долг МВФ, но и выгнав миссию из Будапешта — чтобы не диктовали условия. Ведь банки, которых так возмутил "нелиберальный" налог, в основном были немецкими и австрийскими. И раздула скандал немецкая пресса.

"Всегда говорят из Брюсселя, что мы должны стать солидарными. Тогда почему они не солидарны с нами? Почему не учитывают наши интересы?" — задается вопросом Габор Штир, редактор отдела внешней политики газеты Magyar Nemzet.

С Америкой отношения тоже перестали складываться. Сначала Штаты запретили въезд на свою территорию шести венгерским чиновникам. Потом на пост посла в Венгрии решили назначить голливудского продюсера, про которую ходят слухи, что она путала Будапешт с Бухарестом. В завершении сценария не преминул высказаться сенатор Маккейн. Из сказанного им в адрес Венгрии фраза "там происходят плохие вещи" была самой приличной.

На рождественской ярмарке в Будапеште говорят на английском, немецком, французском. Горячий гуляш, пироги с капустой... Туристов из-за океана и Европы прельщают венгереские национальные продукты по гораздо более демократичным, чем дома, ценам.