История войны с дорогим продолжением

В четверг в 4 часа утра по московскому времени истекает срок ультиматума, выдвинутого Америкой Саддаму Хусейну. Вашингтон считает себя вправе нанести удар по Ираку "в любое удобное время". У предстоящей операции уже появилось название. Американские стратеги назвали будущую войну "Свобода Ираку". Международное сообщество отчаянно пытается остановить надвигающуюся войну. Однако Буша не переубедил ни раскол в мировом сообществе, ни сильнейшая со времен вьетнамской войны оппозиция войне в самой Америке.

Американо-иракское противостояние продолжается около тринадцати лет. Багдад стал злейшим врагом Вашингтона после того, как американская элита сделала два вывода: во-первых, Ирак угрожает безопасности союзников США и американским геополитическим интересам на Ближнем Востоке, во-вторых, Америка нуждается в иракской нефти.

Отец нынешнего президента США Джордж Буш-старший публично сравнивал Саддама Хусейна с Адольфом Гитлером и добился поддержки 35 стран для того, чтобы бросить против Ирака полмиллиона солдат, когда Хусейн захватил территорию Кувейта.

18 июля 1990 года президент Ирака Саддам Хусейн обвинил Кувейт в присвоении нефти пограничного месторождения Румейла, расположенного в нейтральной зоне, потребовал в качестве компенсации выплатить 2,4 миллиарда долларов и списать 10 миллиардов долларов долга Ирака Кувейту, образовавшегося в период ирано-иракской войны. 2 августа иракские войска вторглись в Кувейт. Хусейн объявил об аннексии Кувейта, который был провозглашен одной из провинций Ирака.

На следующий день после вторжения Ирака в Кувейт президент США Джордж Буш объявил об отправке в Саудовскую Аравию американских войск для защиты этой страны от возможной иракской агрессии. 25 августа, согласно резолюции ООН, была введена морская блокада Ирака.

Совбез ООН принял 12 резолюций с требованием, чтобы Ирак вывел свои войска из Кувейта, но Саддам Хусейн их проигнорировал. Тогда 29 ноября 1990 года Совет Безопасности специальной резолюцией разрешил государствам - членам ООН использовать все средства, включая военные, чтобы вынудить Ирак вывести свои войска из Кувейта. Сроком ультиматума для иракского президента резолюция определила 15 января 1991 года. До этой даты иракская армия должна была покинуть территорию эмирата. Хусейн на ультиматум не ответил.

В состав антииракской коалиции вошли 28 стран. Турция предоставила авиабазы, позволившие авиации коалиции атаковать Ирак с севера.

Объединенные вооруженные силы союзников по решению ООН возглавил американский генерал Шварцкопф. Он и председатель американского комитета начальников штабов генерал Пауэлл разработали план операции по освобождению Кувейта под условным названием "Буря в пустыне". К ее началу войска коалиции насчитывали около 600 тысяч человек и располагали 2 тысячами боевых самолетов, 4 тысячами танков и 3,7 тысячами орудий и минометов. С моря их поддерживали более 100 боевых кораблей, в том числе 6 авианосцев и 2 линкора.

Армия Ирака насчитывала до 900 тысяч солдат, 5,5 тысячи танков, 7,5 тысячи орудий и минометов и более 700 самолетов. Из этого числа на юге страны и в Кувейте дислоцировалось до полумиллиона человек, 4 тысячи танков и более 5 тысяч орудий. Ирак располагал 500 установками тактических ракет класса "земля - земля" СКАД с радиусом действия от 400 до 1200 км.

17 января самолеты союзников подвергли массированной бомбардировке цели в Ираке и Кувейте. Объектами бомбардировок стали центры связи, система ПВО, аэродромы и другие военные цели. Иракская авиация не могла сражаться на равных с более современными самолетами противника.

15 февраля Ирак заявил о готовности уйти из Кувейта, однако не указал какие-либо временные рамки для отвода своих войск. Союзники не сочли это заявление серьезным и 24 февраля начали наземную операцию в Кувейте. 27 февраля территория Кувейта была полностью освобождена, а на следующий день капитулировала иракская армия на юге Ирака.

Президент Буш отдал приказ о прекращении боевых действий. Полная оккупация Ирака и падение режима Хусейна могли привести к непредсказуемым геополитическим последствиям, зачастую нежелательным для США и других участников коалиции.

Американцы хотели падения диктатуры Саддама Хусейна, который представлял угрозу миру в регионе Персидского залива и втайне разрабатывал ядерное и химическое оружие, но в тот момент падение хусейновского режима привело бы и к распаду Ирака, что было бы не в интересах США.

Ирак вынужден был принять все условия перемирия, продиктованные союзниками. Уничтожались все программы Ирака, могущие служить производству оружия массового поражения, и все средства доставки такого оружия, имеющиеся в распоряжении Ирака, в том числе ракеты СКАД. Союзная авиация получила права контроля воздушного пространства на севере и юге страны, а инспектора ООН - возможность посещать любые военные и гражданские объекты.

В ходе войны военный и экономический потенциал Ирака, в том числе его способность производить оружие массового поражения, были в значительной мере подорваны.

Сегодня перед Пентагоном поставлена сложная задача: не просто разгромить вооруженные силы Саддама, как в 1991 году, но нанести решающее поражение Ираку как государству и установить полный контроль над страной. Ясно, что сосредоточенных сегодня в регионе войск для этого не хватит.

Развернутая в регионе американская группировка войск уступает многонациональным силам образца 1991 года. Тогда США и их союзники перебросили на борьбу с Ираком 675 тысяч военнослужащих. Сейчас здесь сосредотачивается немногим более 250 тысяч солдат. В 1991 году Ирак подвергся атаке 5200 танков, ныне, по данным источников в российском военном ведомстве, их развернуто в несколько раз меньше. "Бурю в пустыне" поддерживали авиационная группировка в составе 2200 самолетов и четыре авианосца, сегодня к боевым действиям готово не более 500 самолетов.

33 страны в той или иной мере приняли участие в "Буре в пустыне-91". Сегодня выбор союзников у Вашингтона гораздо скромнее. Болгария, Чехия, Словакия, Румыния и Украина предлагают батальоны химзащиты. Албания также собирается отправить своих солдат в Персидский залив. Хорватия и Македония обещали предоставить свое воздушное пространство для переброски транспортных самолетов. Испания, Португалия и Италия, на словах активно поддерживающие Америку, откроют для США лишь военные базы. Венгрия создала у себя лагеря подготовки бойцов иракской оппозиции. Кувейт предоставил американцам свою территорию и базы. Турция до сих пор не может решить, пускать или нет 62-тысячный американский корпус. И лишь Великобритания готова бросить в бой 25 тысяч солдат, расквартированных в Кувейте.

Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бахрейн и ОАЭ запретили Пентагону использовать американские базы, размещенные в странах. Франция и Германия, Бельгия, Норвегия и другие государства - члены НАТО, 12 лет назад выступавшие бок о бок с Америкой, на сей раз настроены решительно против войны.

На этот раз Вооруженные силы США разработали новый план войны против Ирака, предусматривающий массированное наступление на эту страну с трех направлений. Участие в ударах по Ираку должны принять авиации, военный флот, специальные и наземные силы общего назначения.

Крупнейший наземный контингент США вторгнется в Ирак из Кувейта, а сотни боевых самолетов будут действовать против него с баз, расположенных в восьми государствах. Разработаны также действия специальных сил США, которые будут совершать диверсии против лабораторий, где, как подозревают, разрабатывается и накапливается иракское оружие массового уничтожения, а также против позиций ракет, которые являются носителями этого оружия.

Военные специалисты считают, что американцам не удастся вывести из строя все мобильные пусковые установки ракет "Скад", которыми располагает Ирак. В ходе войны в Персидском заливе США не удалось уничтожить на земле ни одной ракеты этого типа.

Главной статьей расходов операции США в Ираке станут затраты на послевоенное обустройство страны. Стоимость этого плана может составить до 500 млрд долларов. Стоимость трехмесячных военных действий в Ираке оценивается в $49 млрд. Его удлинение до полугода "поднимает" издержки до $73 млрд. Если же война затянется на срок до года сумма взлетает уже до $121 млрд, отмечают "Финансовые извести".

Все военно-экономические оценки основаны на историческом опыте прошлой войны в Заливе. Стоимость той операции составила около $80 млрд (в ценах 2002 года) - около 1% тогдашнего ВВП США. Именно этот процент является основой для нынешних оценок.

Но "чистые" военные расходы не являются главной составляющей стоимости всей ближневосточной операции. Администрация Буша дала понять, что Соединенные Штаты возьмут Ирак на попечение на два года.

По данным его экспертов, только гуманитарная помощь иракскому населению обойдется в сумму от 1 до 10 млрд долларов. На помощь в управлении страной потребуется от 5 до 12 млрд. Еще 10 млрд пойдут на помощь союзникам США в регионе. Самые крупные и неопределенные статьи послевоенного плана - "облегчение долгового бремени" (от 10 до 361 млрд) и "реконструкция" (от 10 до 105 млрд). Таким образом, общие издержки варьируются от минимальных (32 млрд) до максимальных - 495 млрд.

90% издержек прошлой войны в заливе оплатили союзники США по коалиции. Перспективы повторения подобного сценария в многократно большем варианте выглядят пока неясными.

Сегодня

Вы можете получать оповещения от vesti.ru в вашем браузере