На Украине не прекращаются рейдерские захваты предприятий

Пока все внимание приковано к востоку Украины, в других регионах страны делят самые доходные промышленные предприятия. Ситуация на Одесском нефтеперерабатывающем заводе близка к критической. Полтора месяца завод стоит, на территории – неизвестные люди с автоматами.

Пока все внимание приковано к востоку Украины, в других регионах страны делят самые доходные промышленные предприятия. Ситуация на Одесском нефтеперерабатывающем заводе близка к критической. Полтора месяца завод стоит, на территории — неизвестные люди с автоматами. Людям не платят зарплаты, а дизельное топливо перекачивают на соседнее предприятие. Кому оно принадлежит?

Руководство Одесского нефтеперерабатывающего завода уже не в первый раз собирает представителей средств массовой информации, чтобы хоть как-то привлечь внимание к беспределу, который творится на предприятии. Уже несколько недель завод не работает — не дают.

"На предприятии находятся неизвестные вооруженные люди, сотрудники предприятия отправлены в вынужденный простой, так как у нас арестованы счета, мы не можем платить зарплату. К тому же — сложная психологическая обстановка, сотрудники перепуганы нахождением непонятных людей", — говорит гендиректор НПЗ Василий Пономаренко.

Эти непонятные люди в масках полтора месяца назад захватили завод. Тогда на их камуфляже заметили нашивки батальона "Днепр". Свое поведение автоматчики обосновали решением суда, в соответствии с которым топливо Одесского НПЗ должно быть арестовано и передано на хранение госпредприятию "Укртранснефтепродукт". Последнее, правда, нефтепродуктов так и не получило: через некоторое время неизвестные заставили сотрудников НПЗ начать перекачку дизтоплива на соседнее предприятие, которое принадлежит группе компаний "Приват". Власти страны на происходящее никак не отреагировали.

"Когда судом было принято решение, и приняли его на хранение, у этих людей теперь нет доступа к этим нефтепродуктам. Кто ими распоряжается, а кто отвечает за сохранность — непонятно. Очень неплохая схема для того чтобы все эти нефтепродукты были помещены туда, куда надо, и кто-то на этом очень неплохо заработал", — объясняет адвокат Андрей Федур.

Кто-то просто захотел присвоить себе чужое сырье или избавиться от конкурента. Кто — несложно догадаться: человек, который к батальону "Днепр" и группе компаний "Приват" имеет самое непосредственное отношение. Игорь Коломойский ситуацию прокомментировал так: "Это не наш завод, и нас он не интересует, у нас есть недогруженный Кременчугский завод, а Одесский НПЗ надо закрыть, чтобы не портить экологию Одессы. Она должна быть блестящей после потери Крыма".

Одесский НПЗ — не единственный завод, который якобы не интересует Коломойского. В октябре аналогичным образом неизвестные захватили Васильковскую нефтебазу. В августе была заблокирована работа Херсонского нефтеналивного терминала. А единственный государственный газоперерабатывающий завод — Шебелинский в Харьковской области — 11 января планируют закрыть за ненадлежащее качество производимого продукта.

"Вся цепь этих событий, тут не надо сильно размышлять, приведет к тому, что вся нефтегазовая отрасль сконцентрируется в одних-единственных руках, и тогда группа "Приват", возможно, станет монополистом в этой области. Монополистами становятся, покупая что-то — тут же все происходит при помощи силовых моментов", — уверен адвокат Денис Серебренников.

Если рейдерство на Украине будет продолжаться и дальше, в руках одного человека могут оказаться основные рычаги влияния на государственную политику. С одной стороны — крупнейший в стране банк, который можно в случае чего закрыть или обанкротить. С другой — нефтегазовая отрасль: в любой момент можно отключить людям газ или оставить страну без бензина. Ну, или пригрозить это сделать.