Ново-Екатерининская больница: архитектурная реанимация

Когда-то там были княжеские покои, заседал Английский клуб, а после располагалась Ново-Екатерининская больница. В старинном особняке на Страстном бульваре завершается масштабная реставрация. Пришлось менять перекрытия, укреплять фундамент и стены, а интерьеры восстанавливали по фотографиям.

Когда-то там были княжеские покои, заседал Английский клуб, а после располагалась Ново-Екатерининская больница. В старинном особняке на Страстном бульваре завершается масштабная реставрация. Пришлось менять перекрытия, укреплять фундамент и стены, а интерьеры восстанавливали по фотографиям и небольшим сохранившимся фрагментам.

Это настоящая архитектурная реанимация. Бывший больничный коридор, в котором, не скрывают реставраторы, была просто помойка. Последние 10 лет здание пустовало — и большая лестница — яркий пример того, как его выводили из состояния клинической смерти. Лестницу полностью восстановили по единственному фрагменту чугунной ступени и архивным фотографиям.

История болезни в фотоснимках: заменили 90% гнилых перекрытий. Вывезли 35 тысяч тонн мусора. В стены и фундаменты закачали 400 тысяч литров укрепляющего раствора. Для воссоздания утрат использовали миллион реставрационных кирпичей.

"То, что вдруг под этими слоями штукатурки, заклейки, бесконечной медицинской побелки, которая делалась из санитарных соображений, мы обнаружили какие-то подлинные детали — это было вообще сенсацией", — говорит руководитель Департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский.

Из крохотного найденного фрагмента росписи выросли витиеватые цветочные узоры. А чудом сохранившийся где-то в углу осколок мрамора позволил целиком воссоздать колоннаду.

Полностью — от купола до резного паркета — восстановили роскошное и легендарное помещение, где при Гагариных была бальная зала и заседал Английский клуб, в войну 1812 года располагался штаб Наполеона, а затем — больничная церковь.

За 300 лет в здании всего один раз менялся владелец — и много раз планировка. Усадьбу расширяли, отстраивали после пожара 1812 года и переделывали под больницу. Поэтому такого не ожидал никто: в одной из комнат нашли замурованный фасад XVIII века — фактически, прародитель ныне существующего здания.

"Над ним было порядка трех сантиметров штукатурки, благодаря этому он и сохранился", — поясняет в интервью программе "Вести-Москва" руководитель проекта реставрации Андрей Михайленко.

Стало меньше пробелов в истории не только этого дома, но и всего города. Два года здесь работали археологи. Керамическая посуда, украшения и сенсационные находки — старинные государственные награды Западной Европы, монеты Священной Римской империи — реальное подтверждение международных связей старой Москвы.

"Это были не последние деньги, это были, по сути, инвестиции, аналог денег. И это говорит о том, что московский служилый люд был всегда деловит и успешен", — отмечает сотрудник Института археологии РАН Константин Воронин.

Из находок, возможно, составят мини-музей. Что разместится в самом здании, пока не решено. Но усадебный парк — его тоже восстановили в историческом виде — точно станет частью зеленой зоны в центре Москвы.