Жители Гагаузии готовы воспользоваться правом на самоопределение

Автономная республика Гагаузия готовится к выборам главы региона. Население этой территории – всего 160 тысяч человек, но их позиция нередко становится проблемой для официального Кишинева, который подписал договор об ассоциации с Евросоюзом.

Автономная республика Гагаузия готовится к выборам главы региона. Население этой территории — всего 160 тысяч человек, но их позиция нередко становится проблемой для официального Кишинева, который подписал договор об ассоциации с Евросоюзом. В автономии год назад провели референдум, и 98 процентов голосов на нем тогда были отданы в пользу вступления в Таможенный союз — что означает сотрудничество с Россией. Остаются ли эти настроения столь же сильными и сейчас?

По винному погребу в селе Малые Милешты можно ездить на автомобиле. Он — самый длинный в мире — 200 километров. Наверху вино делают, здесь — хранят и продают. Есть даже своя тайная комната, где вино спасали от санкций "сухого закона".

Черные дни для молдавского виноделия опять наступили. Полтора миллиона бутылок коллекционного вина — молдавские каберне, алиготе, фетяска знакомы российскому потребителю, но вот на наши прилавки молдавское вино снова не попадает.

У Дмитрия Димитрогло лицензия на торговлю с Россией есть, закуплено новое оборудование. Виноделы Гагаузии — русскоязычной автономии на юге Молдавии — всегда были в привилегированном положении. Но семейное предприятие теперь под угрозой из-за договора об ассоциации с Евросоюзом. Пошлина на ввоз вина увеличилась на 15 процентов.

"Европе наши вина не нужны — у них хватает своего, у них прекрасные вина. Коллеги европейские практически стопроцентно заняли наши места в России", — сетует винодел.

Этот регион на жарком юге славится своим вином. Гагаузы — единственный тюркский народ, исповедующий православие. Русский язык здесь — как родной. Мириться с проевропейским курсом, который они не выбирали, в автономии не готовы, поэтому свои проблемы решают самостоятельно.

"Ряд экономических агентов получили доступ на российский рынок. Такие возможности открыты для нашей Гагаузии в результате того, что 2 февраля гагаузы единодушно — 98 процентов — высказались за вхождение в Таможенный союз и за очень хорошие, теплые отношения с Российской Федерацией", — говорит депутат молдавского парламента от Гагаузии Ирина Влах.

Ирина Влах — депутат парламента Молдавии и сейчас — кандидат в башканы, то есть, в прямом смысле, главную голову автономии. Выборы назначены на конец марта, но политические устремления гагаузов и сейчас очевидны.

Поддержать гагаузов перед выборами и поздравить их с Днем защитника Отечества приехал Олег Газманов. На концерт в поселок Чадыр-Лунга — а уж здесь звезды бывают нечасто — приехали изо всех гагаузских деревень. Многие пришли с российскими флагами.

Но во что бы то ни стало продолжить курс на ЕС обещает новый премьер-министр Молдавии Кирилл Габурич. Сторонники евроинтеграции долго не могли поделить портфели — после парламентских выборов в ноябре прошлого года страна была без правительства. Хотя победила тогда Партия социалистов, выступающая за Таможенный союз, большинство в парламенте ей сформировать не дали.

"Около восьми месяцев у нас не заседали ни парламент, ни правительство, были полный хаос и анархия. Думаю, в течение нескольких месяцев будет вынесен вотум недоверия этому правительству", — говорит председатель Партии социалистов Республики Молдова Игорь Додон.

Курс лея с начала года упал на 50 процентов. Из обменных пунктов пропала валюта, а жители на последние деньги закупают продукты. В Нацбанке Молдавии заявили: все беды — из-за ограничений на экспорт в Россию.

Мясо и молочные продукты из Гагаузии, оказавшиеся лишними на европейском рынке, скоро попадут обратно на российские прилавки. В планах автономии — заключить еще несколько прямых соглашений с регионами России.

Небольшая, но неоднородная политически республика сейчас застыла на распутье: принять тот внешнеполитический курс, который диктует власть, или настаивать на переменах. Но, пока вся остальная страна решается, гагаузы, как и последние 300 лет, продолжают торговать с Москвой и говорить по-русски. Здесь готовы даже на крайние меры — воспользоваться правом на самоопределение в случае потери Молдавией независимости.