Владимир Путин: транзитные страны надо лишить иллюзий

В Германии надеются, что объемы поставок российского газа в страну не сократятся. Владимир Путин дал понять, что России тоже невыгодно поставлять Европе меньше газа. Позицию Москвы в газовом споре с Украиной глава российского правительства разъяснил в интервью немецкому телеканалу ARD.

Доля российского газа в общем объеме "голубого топлива", потребляемого Германией, составляет 37 процентов. Из вопроса немецкого журналиста стало ясно, что получать меньше его страна не заинтересована. Владимир Путин дал понять, что России тоже невыгодно поставлять Европе меньше газа. Позицию Москвы в газовом споре с Украиной глава российского правительства разъяснил в интервью немецкому телеканалу ARD.

"За эти дни прекращения поставок через Украину "Газпром" понес убытков на 800 миллионов долларов. "Газпром" вынужден был остановить работу свыше 100 скважин, правда, без опасности технологических последствий. Компания несет имиджевые издержки, как вы справедливо заметили, но это все мы делаем не только в интересах российской стороны, но и в интересах европейских потребителей. Я хочу, чтобы европейские потребители и граждане европейских стран знали об этом и понимали это", – заявил глава российского правительства Владимир Путин.

Если блокады не хочет ни покупатель, ни продавец, то вот у третьей стороны – страны-транзитера – выгода прямая. Используя свое монопольное положение, Украина добивается от России дешевого газа.

"Она не должна закрывать свой транзит в европейские государства, не смотря на свое жгучее желание получить европейский газ по ценам ниже мировых. И нужно, чтобы Европа дала ясный, понятный сигнал. Не Россия должна сигналить о том, что мы должны за бесценок свой товар отдавать, а Украина должна от Европы получить сигнал о том, что она должна вести себя цивилизованным образом. Есть и другой вариант. Например так, как мы поступаем с Белоруссией. Чтобы стабильно переходить к рыночным отношениям, к рыночным ценам и к рыночному транзиту. Если не хватает ресурсов на сегодняшний день, экономика не готова, она очень энергозатратна, другие системы не готовы – дайте им кредит. Вот мы дали кредит Белоруссии 2 миллиарда долларов. А в контракт записали, в течение 3 лет перейти к европейскому ценообразованию", – говорит премьер-министр.

Переговоры со странами-транзитерами, признал Путин, бывает идут непросто, но Украина – случай особый.

"Там, к сожалению, ситуация сегодняшнего дня наложилась не только на желание паразитировать на своем транзитном положении, но и на внутриполитический кризис. Вот и все. Многие люди в период так называемой "оранжевой революции" стремились и думали о том, что жить будут лучше, думали избавиться от коррупции, думали о том, что страна перейдет к нормальным, прозрачным рыночным отношениям и будет укреплять институты демократии. Сегодня многие люди разочарованы. Бывшие лидеры "оранжевой революции" не оправдали их надежд, наоборот, злоупотребили их доверием. А политическая борьба выражается в столкновении между кланами. И целями этих кланов является не укрепление демократии, не строительство рыночных отношений в экономике, а удовлетворение личных амбиций и борьба за доступ к финансовым потокам, одним из которых является, конечно, и торговля российским газом, как внутри Украины, так и на европейском рынке", – уверен Владимир Путин.

Подтверждением этого стал последовательный отказ Киева даже от согласованных со странами ЕС и Россией договоренностей. 7 лет назад стороны подписались под желанием создать международный консорциум, который позволил бы взять украинскую газотранспортную систему в аренду. Но Киев передумал, и самостоятельный контроль привел к газовой блокаде Европы.

"Для того, чтобы уйти от этого состояния, вне зависимости от того, что происходит внутри самой Украины, нужно диверсифицировать потоки, транспортные возможности доставки от производителя в России до потребителя в Европе. Нужно эти транзитные страны лишить иллюзий. Нужно лишить девушек иллюзии, у женихов есть выбор, они должны это понять", – считает глава правительства России.

Способствовать пониманию могут предложенные Москвой альтернативные маршруты доставки топлива. Например, газопровод "Северный поток", который позволит европейским потребителям получать газ напрямую.