Санкции против России раскалывают Европу. Реплика Георгия Бовта

На двухдневном саммите Европейского Союза в Брюсселе ряды стран-членов ЕС относительно санкций против России раскололись.

На двухдневном саммите Европейского Союза в Брюсселе ряды стран-членов ЕС относительно санкций против России раскололись. Образно выражаясь, глухое либо даже открытое сопротивление продолжению политики, когда что бы ни происходило на Украине, в этом все равно виновата Москва и ее надо примерно наказывать, уже вот-вот грозит обрести "эффект домино".

По крайней мере, еще недавно на вредоносность продолжения политики санкций указывали лишь отдельные страны вроде Греции. А сейчас эта идея объединяет довольно большую группу стран, куда входит также Австрия, Венгрия, Кипр, Италия, Словакия, Чехия и Испания. Определилась и группа "ястребов", которая хотела бы уже сейчас принять решение о продлении антироссийских санкций. Это, прежде всего, Великобритания, Польша и страны Балтии. Их предводителем на саммите ЕС выступает председатель Евросовета Дональд Туск, у которого в бытность польским премьером сложились, помнится, весьма неплохие личные отношения с Владимиром Путиным. Но сейчас он прямо накануне саммита ЕС объявил, что в Москву на празднование 70-летия Победы не поедет. А в вопросе санкций Туск хочет быть, что называется, "правее папы римского". То есть, в данном случае — бундесканцлера Ангелы Меркель. Речь сейчас идет не о тех санкциях, которые были приняты в ответ на присоединение Крыма в марте прошлого года, они останутся в силе на неопределенный срок, а о более серьезных секторальных санкциях, принятых летом и истекающих в июле. Сам ЕС несет от них и ответных действий России убытки не менее чем в 40 миллиардов долларов. Для их продления нужно новое решение консенсусом всех 28 стран-членов ЕС. "Ястребы" предлагают не ждать июля, а "врезать" продлением уже сейчас. Однако и они уже отступили под напором здравого смысла и некоторой деэскалации на Украине, настаивая на продлении секторальных санкций уже не на год, а лишь на 5 месяцев — до конца 2015 года.

Однако накануне саммита Ангела Меркель намекнула, что обсудив вопрос о санкциях политически, ЕС отложит решение до последнего момента, до лета, в зависимости от того, как будет развиваться ситуация на Украине к этому времени. Если, конечно, не произойдет чего-либо чрезвычайного. Тут и Киев может кое в чем постараться.

Уже сложился определенный алгоритм, когда к очередному важному заседанию в ЕС украинские власти стараются приурочить не только визит Порошенко в какую-либо страну, в ходе которого он обычно просит денег для себя и очередного ужесточения для Москвы, но и такие действия на юго-востоке Украины, которые иначе как провокационными назвать трудно. Цель — спровоцировать Москву и ополченцев, выставив их виновниками новой волны эскалации. Так, Верховная рада накануне нынешнего саммита ЕС предприняла, как выражаются блогеры в Интернете, очередной "троллинг" минского процесса. Донбасс был объявлен оккупированной территорией, а закон об особом статусе отдельных районов Луганской и Донецкой областей определил сами эти территории с учетом линии разграничения вовсе не нынешней, а от 19 сентября прошлого года. То есть ополченцам, по сути, предлагается выйти вон из Дебальцева и ряда других населенных пунктов, уже занятых ими за прошедшие полгода. Более того, сам закон о местных выборах в особых районах принят без всякого согласования с властями ДНР и ЛНР, что прямо противоречит минским соглашениям. Особый статус обещан самопровозглашенным республикам только после проведения там выборов исключительно по украинским законам и без всякой, опять же, координации и согласования с реальными местными властями. И это тоже противоречит минским соглашениям. Как и принятое обращение к ЕС отправить в Донбасс миротворцев, которое ЕС, скорее всего, проигнорирует. О миротворцах в Минске ни Олланд, ни Меркель тоже ничего не говорили.

Можно, конечно, отметить, что сама Рада не в полной мере контролируется Порошенко. Это действительно так. Однако верно и то, что киевские политики просто привыкли поступать, исходя из полной и безоговорочной поддержки со стороны Запада в противостоянии с Москвой. Однако так вряд ли может продолжаться бесконечно. Однажды можно просто не пройти тест на политическую вменяемость и договороспособность в Евросоюзе, где все большее число государств не столько видят в лице Киева ученика начальной школы по урокам евродемократии, сколько устают от его бесконечных выкрутасов, из-за которых им приходится, в частности, нести убытки в отношениях с Москвой.