Тема:

70-летие Великой Победы 8 лет назад

Выжить, чтобы не сдаться: Давид Душман рассказал о войне и фехтовании

В Лозанне президент Международного Олимпийского комитета встретился с одним из самых известных советских спортсменов — фехтовальщиком, который является полным кавалером Ордена Славы. Давид Александрович Душман — последний выживший боец батальона, который освобождал "Освенцим". Ветерану – 90.

В Лозанне президент Международного Олимпийского комитета Томас Бах встретился с одним из самых известных советских спортсменов — знаменитым фехтовальщиком, который является еще и полным кавалером Ордена Славы. Давид Александрович Душман — последний выживший боец танкового батальона, который освобождал лагерь смерти "Освенцим". Ветерану сейчас — 90, он по-прежнему бодр духом, готовится встретить 70-летие Победы.

В Лозанне Давид Александрович в первый раз, но приглашению старого друга. Президент МОК уже не фехтует, но это была его школа, школа Душмана. Это подарок обоим от президента Федерации фехтования Алишера Усманова. Томаса Баха ставил на дорожку один лучших учеников Душмана, а у Давида Александровича — юбилей, день рожденья и День Победы — на войну он ушел 22 июня, прямо с соревнований: какое фехтование, когда война? Побежал записываться – боялся, что не успеет повоевать.

Кабинет Томаса Баха — как открытая книга. Все главное и любимое — на виду. За окном сидит на лавочке Кубертен — основатель современного олимпийского движения, на стене — сочинский факел и, конечно, эмблема Федерации фехтования .Стольких чемпионов и таких людей вырастил Давид Александрович, и все равно не привык — ни к подаркам, ни к наградам, ни к вниманию. И сам почти до слез и президента МОК растрогал, а потом проверил — на технику, реакцию.

В 90 лет Душман все еще тренер — три раза в неделю на тренировках. "Фехтовальщики — они сильны до самой смерти", — говорит ветеран Великой Отечественной войны, тренер по фехтованию Давид Душман.

Фехтование сегодня не то — скорости сумасшедшие, техника другая, правила. Но — как и 70 лет назад при Душмане — все решает тактика, голова. Оттого Давида Александровича стариком назвать язык не поворачивается.

Их почти не осталось — тех, что ушли 22 июня и вернулись. Душман видел все — как бывшего мотоциклиста его определил в танковую бригаду, свое первое ранение он получил под Ельней, в живот, второе — на Курской битве, именно там он пересел с легкой БТ на Т34. В 44-м танковый батальон Душмана получил приказ освободить "Освенцим". Отступая, фашисты должны были его уничтожить. Колючую поволоку смяли танками. Охрана уже сбежала. Из бараков стали выводить людей. Люди — тени, живые трупы — тысячи. Оставив весь провиант, все, что было, — сухари, воду, колбасу, — двинулись дальше.

День Победы Давид Александрович встретил в госпитале — самое тяжелое, третье, ранение, он получил там же, в Польше, пол легкого вырезали. "Забудьте о фехтовании, — ему говорила врачи, — с такими ранениями не выживают". А он вернулся и в 51-м — чемпион СССР по шпаге. "Хочу, чтобы войны больше никогда не было", — говорит Давид Душман.

"Бывших фехтовальщиков не бывает", — Давид Александрович смотрит все трансляции (Федерация делает все, чтобы этот непростой спорт стал зрелищным) и продолжает тренировать. Здоровье, конечно, не то, но "еще одного чемпиона выращу", пообещал Душман.