Шувалов: через два-три года все будут обо всех все знать

"Вести в субботу" продолжают опрос ведущих российских политиков, экономистов, администраторов о рубле. Ранее министр финансов Антон Силуанов осторожно поддержал прогноз главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной о том, что "рубль недооценен где-то на 10%".

"Вести в субботу" продолжают опрос ведущих российских политиков, экономистов, администраторов о рубле. Ранее министр финансов Антон Силуанов осторожно поддержал прогноз главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной о том, что "рубль недооценен где-то на 10%". К 28 марта доллар зримо "поднырнул" под 60-рублевую отметку. В этот раз своим прогнозом делится обычно самый осторожный из всех государственных деятелей — первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов.

"Ситуация складывается все неплохо. Наши ожидания в конце 2014 года о том, как мы будем переживать первую половину 2015 года, были жестче. Мы ожидали большего негатива, и то, что пока ситуация так не складывается, хорошо. Но это не потому, что так звезды сложились, — это в том числе активная работа и Банка России, и правительства, и президент, который постоянно занимается экономической повесткой. Но мы все же не должны успокаиваться. У нас сейчас ситуация развивается чуть лучше, чем мы думали в конце 2014 года. Я бы не хотел оценивать, пройдены ли все пики. Думаю, что правы те специалисты, которые считают, что на изломе и на переходе из 2015 года в пространство 2016-го мы будем наблюдать определенный экономический рост. Скорее всего, это 2016 год", — подчеркнул Игорь Шувалов.

- Одна из важнейших тем: правительство внесло в Думу законопроект о добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов в банках. Все-таки не очень много в мировой истории успешного опыта подобных кампаний. Игорь Иванович, на что рассчитывает Россия? Почему у нас должно получиться? Ожидаете ли вы реального притока средств в российскую экономику?

- Основные параметры операции по декларированию, раньше мы называли это "амнистией", были заявлены президентом. Он поставил задачи перед правительством — подготовить соответствующий законопроект. Сам же президент в процессе обсуждения законопроекта рамки этой акции значительно раздвинул. Теперь этот закон относится к любым активам, которые находятся за рубежом и внутри России. Все же это законопроект, не как получить деньги в казну РФ, потому что по этому законопроекту вы ничего не должны платить — ни специальных налогов, никаких сборов. Единственное — он дает возможность людям чувствовать себя спокойно. Он не освобождает от определенных уголовных составов. Все, что связано с правонарушениями по классификации ФАТФ, исключаться не будет.

- У ФАТФ претензий не будет?

- В любом случае обязательства перед ФАТФ должны выполняться. И все же этот закон о том, как создать больше доверия между властью и обществом, как сделать так, что те, кто, может быть, не совсем законно, каким-то полузаконным способом заработал свой капитал, мог, не опасаясь никаким образом за свое будущее, этот капитал продекларировать, ничего не заплатить, оставить у себя квитанцию и знать, что с этого момента ты будешь жить по закону. То есть мы создаем рамку, при которой ты можешь полностью быть законопослушным гражданином. Это выгодно сделать. Почему? Мир становится абсолютно прозрачным, через два-три года все будут обо всех все знать. Вопросы банковской тайны становятся уже совершенно другими. И вот эта незыблемая банковская тайна и швейцарские банки исчезнут. И надо понимать, что больше, чем собственная родная юрисдикция, юрисдикция РФ, тебя никто и нигде не защитит. Нам часто задают вопрос, поверят ли нам люди. Давайте посмотрим. Давайте переживем эту акцию. Государство ничего не просит. Оно создает максимально комфортный режим подачи этой декларации. Нужно будет прийти либо самому, либо отправить своего представителя в налоговую службу и заполнить соответствующие документы. Платить никакого сбора не нужно. И после этого ты абсолютно чист и спокоен и знаешь, что по этому имуществу к тебе никто никогда не придет и не задаст никаких вопросов.

Недавно на встрече президентов России, Белоруссии и Казахстана из уст Владимира Путина прозвучала идея о том, чтобы наши страны вышли на создание и валютного союза. И мы еще гадали, будет единой валютой Таможенного союза российский рубль или какая-то новая валюта. В российском правительстве и финансово-экономические, и евразийские вопросы курирует как раз Шувалов. Что он думает?

"По валютному союзу. Мы совсем недавно докладывали президенту по аспектам развития Евразийского союза. Мы готовимся к тому, что руководство Евразийской экономической комиссии в будущем году сменится и придут новые люди. Надо научиться министерствам и ведомствам работать по новому договору, который вступил в силу. Президент дал поручение экспертам и ведомствам отработать все аспекты возможного создания валютного союза. Часто задают вопрос, как будто прошел сигнал, что мы уже немедленно создаем союз. Нет, у нас поручение президента – просмотреть аспекты создания валютного союза, посмотреть на опыты валютных союзов. В первую очередь, наверное, это все-таки валютный союз ЕС . Мы смотрим, как девальвируется национальная валюта Белоруссии, России, Казахстана. Теперь Армения, Киргизия будут нашими партнерами. Можем ли мы, когда еще не достигнуты параметры по инфляции, по реальной стабильности национальной валюты, перейти к формированию валютного — монетарного — союза или нет, имея в виду, что мы — суверенные страны и наши банки принимают решения, исходя из национальных интересов? Здесь очень много вопросов, и нельзя совершить ошибки. Хочется все время подстегнуть интеграцию, поставить новую цель и перейти уже к следующей фазе. Но не нужно совершать ошибок, не нужно торопиться. Наша интеграция быстро развивается. Мы сейчас переживаем сложный период с приходом двух новых государств. Все это нам надо пережить уже на пятерых. Другие государства тоже будут рассматривать возможность вступления в Евразийский экономический союз. Кто-то будет искать специальную форму партнерства с нашим союзом. Полагаю, что на этом этапе нам нужно ничего не провалить и попытаться в лучшей степени организоваться и продвинуться вперед. А по валютно-монетарным союзам, какие плюсы и какие минусы у этого есть, мы будем проводить диалог между Банком России и другими национальными банками, и между Минфинами и докладывать высшему руководству. Когда для этого будет, как говорится, "мясо", будет реальное наполнение, тогда, думаю, об этом можно будет серьезно говорить. Пока это — работа для экспертов", — отметил Игорь Шувалов.