Дворкович: выгод может быть больше, чем потерь

Мир должен стать более взаимозависимым, страны должны сотрудничать друг с другом и не оглядываться только на одну сильную страну. Выгод в этом будет больше, чем потерь, заявил в интервью телеканалу "Вести" помощник российского президента Аркадий Дворкович.

В речи Владимира Путина на открытии Всемирного экономического форума в Давосе многие услышали призыв к сотрудничеству, готовность России оставаться открытой и отказ от популистских лозунгов. Об этом в интервью информационному каналу "Вести" заявил помощник президента России Аркадий Дворкович. "Самое главное, что люди почувствовали готовность России оставаться открытой. При этом многие ожидали, что позиция России будет более агрессивной, что-то типа мюнхенской речи. Этого не произошло. Хотя были вопросы относительно некоторых ремарок премьера по поводу того, что нам не нужна помощь в развитии отдельных секторов экономики. Но когда мы говорили с людьми, разъясняли свою позицию, это понимание приходило. Главное, что есть ощущение, что Россия стала равноправным партнером в международных дискуссиях", – подчеркнул Дворкович.

По словам помощника президента, Россия будет следовать заявленной политике: государство не будет увеличивать свое участие в экономике, даже в кризисный период, но будет помогать. "Наша позиция очевидна для нас самих, но в разных странах есть разные традиции. Мы считаем, что у государства есть сфера ответственности. И в ряде отраслей без государства нечего делать. Как это считают по некоторым отраслям и другие страны", – отметил Дворкович, пояснив, что, к примеру, авиационная индустрия в Европе почти полностью государственная, как и в России, хотя в нашей стране, по сравнению с европейскими странами, в некоторых компаниях доля частного сектора больше. И в энергетическом секторе участие государства в России немалое, однако существуют и частные компании, пояснил Дворкович. "Конечно, доказать нашим партнерам что-то можно будет только действиями, а не разъяснениями. И мы будем следовать той политике, о которой заявили. У нас нет цели увеличить участие государства в экономике. Мы будем помогать. Но при этом даже в кризис будем требовать от предпринимателей личной ответственности и личного участия в решении проблем. Государство не будет брать на себя решение проблем, которые были накоплены экономикой в целом и различными компаниями", – подчеркнул он.

Что касается высказываний Путина о том, что зависимость от единственной резервной валюты может быть опасной для мировой экономики, у России "есть понимание, и премьер об этом говорил подробно, что мир должен стать более взаимозависимым".

"Страны должны в большей степени сотрудничать друг с другом, мы должны опираться на большее число экономических центров развития, которые могут быть эмитентами резервных валют", – сказал Дворкович. Он подчеркнул, что быть эмитентом резервной валюты – большая ответственность. "Мы видим потенциал существования нескольких резервных валют на разных континентах. Но политическая готовность пока есть далеко не у всех. Наше предложение связано с тем, что страны берут на себя определенные обязательства, а не только стремятся получать выгоды от существования резервных валют. И тут нужна политическая дискуссия и готовность стран принять эти обязательства", – отметил он. Мир, заявил помощник президента, в результате только выиграет. "В том, что мы будем диверсифицировать риски, не будем оглядываться только на одну сильную страну, выгод может быть больше, чем потерь", – заключил он.

Имеются все основания для того, чтобы рубль стал одной из региональных валют, сказал Дворкович. "Это основание заключается в наличии тесных кооперационных связей с соседями, с некоторыми другими странами. Взаимная торговля, взаимные инвестиции создают базу сначала для взаимных расчетов в той валюте, которая является в этом регионе наиболее сильной, а потом для того, чтобы эта валюта стала одним из активов, а не только расчетной единицей", – отметил он. И Россия, по словам Дворковича, "являясь наиболее значимым экономическим игроком на постсоветском пространстве, может претендовать на такую роль, и рубль может стать одной из наиболее сильных региональных резервных валют". Однако для этого еще предстоит многое сделать. "Мы должны сделать более глубоким, более ликвидным и развитым российский финансовый рынок, мы должны резко увеличить объемы взаимных инвестиций с теми странами, о которых идет речь. Только тогда спрос на рубль будет таковым, что рубль может стать значимой валютой уже в международных расчетах. А не только на территории страны", – отметил Дворкович.