Тема:

Пожар в ИНИОН 1 год назад

Похитителей книг ИНИОНа толкнула на преступление любовь к чтению

Черемушкинский районный суд Москвы санкционировал арест Александра Архипова и Александра Колесова, обвиняемых в краже представляющих историческую ценность книг после пожара в библиотеке Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН в Москве.

Черемушкинский районный суд Москвы санкционировал арест Александра Архипова и Александра Колесова, обвиняемых в краже представляющих историческую ценность книг после пожара в библиотеке Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН в Москве, передает ТАСС. "Изучив представленные материалы, суд приходит к выводу, что ходатайство следователя об избрании задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу, подлежит удовлетворению", — сказала судья в отношении каждого из фигурантов дела. Под стражей они будут находиться до 8 июня.

В ходе заседания и Колесов и Архипов вину признали. По словам последнего, книги они похитили для чтения, а не для продажи. "Книги украл, чтобы прочитать. Когда прочитал, решил продать. На этом не зарабатывают", — сказал Архипов, отвечая на вопросы журналистов. Как выяснилось в суде, Архипов ранее судим за грабеж судом города Тольятти и приговорен к условному сроку. В Москву он приехал на заработки два года назад из Татарстана. Постоянной регистрации, работы и местожительства у него нет. "У меня временные заработки, в зависимости от работы живу либо в общежитии либо, бывает, на стройке", — сказал он.

Также Архипов уточнил, что семь месяцев назад потерял все документы, а восстановить их так и не успел. "В связи с тем, что род занятий, местожительство и личность Архипова до конца не установлены, так как все документы, устанавливающие его личность, потеряны, в течение двух лет он не проживает по месту в регистрации в Татарстане и постоянного местожительства в Москве у него тоже нет, прошу избрать задержанному меру пресечению в виде заключения под стражу", — отметил следователь.

В свою очередь адвокат отметил, что действия его подзащитного не носили общественно опасного характера и единственное, чем руководствовалось следствие, прося о его аресте — это то, что дело приобрело общественный резонанс. "У него есть комната в общежитии, где он живет и может там находится под домашним арестом", — сказал защитник. "Зачем мне скрываться, если мне потом будет хуже", — сказал в суде Архипов, но оставил решение по ходатайству следователя на усмотрение суда. Как отмечается в постановлении, суд не нашел оснований для избрания обвиняемым более мягкой меры пресечения, так как оставаясь на свободе они могут скрыться от следствия и суда, а также продолжить заниматься преступной деятельностью.

Архипову и Колесову предъявлено обвинение по части 2 статьи 158 УК РФ (кража). Они были задержаны 8 апреля в центре Москвы при попытке продать 12 книг, похищенных ими из библиотеки ИНИОН при разборе завалов после пожара. Как уточнили в полиции, это были: "Курская епархиальная ведомость" 1890 года издания, "Исторический вестник" (1886 год), "Отечественные записки" (1848 год), "Московская церковная ведомость" (1890 год), "Современник" (1864 год), "Труды Киевской духовной академии" (1901 и 1895 годы), "Труды Императорского вольного экономического общества" (1870 год), "Вологодская епархиальная ведомость" (1886 год), "Закон военного времени" (1895 год), "Саратовская епархиальная ведомость" (1905 год), "Полтавская епархиальная ведомость" (1906 год). "Задержанные работали волонтерами после пожара в библиотеке и помогали разбирать завалы и складывать уцелевшие книги по коробкам. Именно в это время они и похитили одну из таких коробок", — отметили в полиции.

Полиция также установила, что обвиняемые за несколько дней до задержания успели продать 11 книг похищенных на месте пожара. Покупатель установлен, все книги были у него изъяты в качестве вещественных доказательств по уголовному делу. Как сообщил адвокат одного из фигурантов дела, в настоящее время следствие проводит экспертизу ценности изъятых книг.

Пожар в здании ИНИОН на Нахимовском проспекте в Москве произошел 30 января, работы по его ликвидации завершились только 2 февраля. В результате пожара было утрачено 5,42 миллиона экземпляров изданий. С учетом дубликатов, малоценных и подлежащих списанию изданий, трудно восстановимые потери библиотеки оцениваются в 2,32 миллиона экземпляров. По данным на 2014 год, в фондах библиотеки насчитывалось 14,2 миллиона единиц хранения.