Перед "Окном": для российской армии нет космических тайн

Космические глубины больше не смогут хранить тайны от российских военных. Войска воздушно-космической обороны завершили модернизацию оптико-электронного узла "Окно". Уникальный комплекс расположен в горах Таджикистана.

Космические глубины больше не смогут хранить тайны от российских военных. Войска воздушно-космической обороны завершили модернизацию оптико-электронного узла "Окно". Уникальный комплекс расположен в горах Таджикистана. Благодаря ему ни одна страна в мире не может тайно запустить в космическое пространство спутник или любой другой объект.

Дорога от Душанбе к "Окну", российскому оптико-электронному комплексу контроля космического пространства, занимает несколько часов.

"Она очень трудная, — говорит о дороге начальник эксплуатационного отдела оптико-электронных средств Олег Маркин, — проходит в этих скалистых местностях. Есть, конечно, очень опасные районы".

Внизу Нурекская ГЭС, наверху — мощнейшая в мире система контроля космического пространства.

Десять телескопов работают в полностью автоматическом режиме.

Здесь, на хребтах Памира, на высоте более двух тысяч метров над уровнем моря, практически круглый год стоит ясная погода. Редкий тот день, когда вершину, на которой расположен комплекс оптико-электронной разведки "Окно", заволокло сильным туманом. Впрочем, даже такая погода не мешает несению боевого дежурства.

Сама работа начинается ночью, когда летящий вокруг Земли объект отражает свет скрывшегося за горизонтом Солнца.

"Створки открываются и закрываются всего три минуты. В связи с тем, что в выходном устройстве стоят современные цифровые телевизионные камеры, мы можем работать и в облачность", — поясняет дежурный офицер комплекса "Окно".

"Оси телескопа наведены на область космического пространства", — рапортует оператор, следящий за космическими объектами вокруг Земли.

"Откройте бленды", — командует офицер о раскрытии защитных шторок на телескопах.

"Окно" отслеживает космические объекты на высотах от 120 до 50 тысяч километров. Все, что видят телескопы, моментально передается на командный пункт.

"Звезды неподвижные, а космический объект подвижен, — поясняет тонкости классификации небесных объектов старший инженер отдела боевых алгоритмов и программ Олег Ганюшкин. — Мы различаем, и комплексная программа определяет положение космического объекта в космосе. Дальность, блеск, угол места, азимут. На каждом дежурстве определяется какой-то неизвестный космический объект. А потом уже происходит определение его: неизвестный либо он поменял положение на орбите, либо это какой-то старый из обнаруженных, просто сманеврировал или изменил положение в пространстве".

За время еженочной боевой работы отслеживают не менее полутысячи движущихся вокруг Земли объектов.

"Дежурный комплекса, перевести в боевой режим", — раздается следующая команда.

"Двенадцатый есть", — подтверждает дежурный смены.

Незамеченным не остается даже так называемый космический мусор, не говоря уже о спутниках, выведенных на орбиту с любого космодрома.

"Информация поступает в пункт управления станции, затем она перерабатывается, — поясняет начальник боевого расчета оптико-электронной системы Иван Дрыгин. — Далее она поступает по своим каналам связи в Москву".

На опытно-боевое дежурство оптико-электронный комплекс "Окно" заступил еще в 2004 году. Его непрерывная модернизация продолжалась 10 лет.

Теперь эта система полностью обеспечена отечественной элементной базой и потребляет гораздо меньше энергии, чем американские аналоги.

"Повысились возможности по количеству обрабатываемых объектов за сеанс боевой работы. Работы, которые проведены по реализации комплексной программы по развитию нашего узла — это отечественная элементная база, новые вычислительные средства, новая аппаратура по поиску, обнаружению, сопровождению, новые телевизионные камеры", — рассказывает о проведенной модернизации командир отдельного оптико-электронного узла "Окно" Владимир Хромченко.

Офицеров, которые по распределению приезжают служить сюда на оптико-электронный комплекс "Окно", готовит Военная инженерно-космическая академия имени Можайского, расположенная в центре Санкт-Петербурга. Именно они и выполняют ту боевую работу, которая обеспечивает безопасность России.