Нападения на церкви и мечети приравняли к бытовым преступлениям

Индийское правительство отвергло обвинения в провоцировании конфликтов на религиозной почве, назвав нападения на христианские церкви и мечети бытовыми преступлениями. Ранее представители меньшинств заявили, что количество нападений выросло после прихода к власти националистов в прошлом году.

Правительство Индии заявляет, что нападения на церкви и мечети являются бытовыми уголовными преступлениями, а не проявлениями религиозной нетерпимости. Такую точку зрения выразил министр финансов страны Арун Джейтли. Министр заявил, что инциденты были обыкновенными преступлениями и ни одно из них нельзя назвать политически или религиозно мотивированными.

Заявление Джейтли стало ответом на многочисленные жалобы христиан и мусульман на религиозные притеснения, которым они подвергаются. Ранее во время визита в Париж примерно в том же духе высказывался премьер-министр Индии Нарендра Моди. Между тем, за последний год в Индии были разорены десятки церквей. Кроме того, возросло количество призывов обратить последователей "пришлых религий" (в основном, христианства и ислама) в индуизм. Последним громким делом стало ограбление и изнасилование нескольких католических монахинь, по подозрению в которых были арестованы четыре гражданина Бангладеш.

В Индии количество мусульман составляет около 14% (это примерно 180 миллионов человек). Многие из них проживают в изолированных поселениях и зачастую настороженно воспринимаются живущими по соседству индуистами. Мусульмане утверждают, что после прихода к власти националистической БДП (Бхаратия Джаната Пати – Индийская Народная Партия) во главе с Нарендрой Моди количество нападений и притеснений со стороны индуистов значительно возросло.

Мусульманский вопрос является самой большой проблемой в политической биографии Моди. Большинство критиков обвиняют его в бездействии во время мусульманских погромов в 2002 году штате Гуджарат, где он в то время занимал пост главного министра. Тогда за месяц погибло около 2 тысяч человек и было уничтожено более 230 мусульманских храмов. Именно насилие в Гуджарате стало причиной внесения Моди в "черный список" Госдепартамента США, откуда он был вычеркнут лишь в апреле прошлого года, когда стало ясно, что БДП одерживает на выборах безоговорочную победу.

Еще одним проявлением политики нетерпимости нового правительства мусульмане считают планы по строительству индуистских поселений в штате Джамму и Кашмир, жители которого исповедуют преимущественно ислам. Ранее правительство Моди, партия которого в первый раз за долгие годы завоевала в Кашмире большинство голосов, анонсировало строительство трех населенных пунктов, в которые смогут переселиться 300 тысяч кашмирских брахманов – пандитов, вынужденных бежать из штата во время антииндуистского восстания в 1989 году.

Представители кашмирских мусульман заявляют, что не против возвращения беженцев, но считают порочной идею строительства закрытых индуистских районов, которое еще больше обострит межконфессиональные отношения в регионе. Лидер одной из мусульманских партий Саид Али Шах Джилани проводит параллели со строительством израильских поселениях на оккупированных палестинских территориях.

Сходства добавляет и то, что 30-тысячный воинский контингент, дислоцированный на территории Джамму и Кашмира, сплошь состоит из немусульман: в основном это индуисты и сикхи. Такая практика восходит к 1993 году, когда на территорию штата был распространен Закон об особых полномочиях вооруженных сил. Кроме того, согласно этому закону, военнослужащие и полицейские имеют право открывать огонь на поражение "в случае, если почувствуют опасность", например, когда толпа начинает забрасывать их камнями, и регулярно этим правом пользуются. За 70 лет, которые Кашмир находится в составе Индии, там погибло более 100 тысяч человек.