Тема:

70-летие Великой Победы 8 лет назад

Парад Победы: ветераны пролетели над Красной площадью

9 мая Москва отметила с размахом – такого Парада Победы еще не было. Он стал самым масштабным за всю историю.

9 мая Москва отметила с размахом – такого Парада Победы еще не было. Он стал самым масштабным за всю историю.

У них даже взлет произведение пилотажного искусства. "Русские витязи" на тяжелых Су-27 уходят первыми, чтобы сделать круг над Кубинкой. Задача "Стрижей" — стартовать таким образом, чтобы встроиться точно в хвост пролетающим над головой коллегам, причем не по одному, а сразу в полном составе.

Впрочем, это — задача скорее тактическая. Стратегия в том, чтобы собрать все 143 летающих машины — это, кстати, рекорд для Парадов Победы — в один строй в точно указанном месте. А ведь стартуют они с 12 аэродромов страны с разницей в несколько часов. Из-за длины общей колонны формировать ее, в отличие от прошлых лет, стали прямо над Москвой. До Кремля — несколько секунд полета. Ошибаться уже некогда.

Перед ответственным полетом ни один пилот сниматься не станет — дурная примета. Здесь только опытные и заслуженные, но даже они немного нервничают. Кто-то мысленно проходит весь маршрут до Кремля, кто-то крепит георгиевскую ленту к форме. Многие берут с собой в кабину ветеранов. Дед подполковника Аксенова прошел всю войну до Берлина, а на Парад после этого так ни разу и не попал. До этого дня.

В отличие от пилотов, у многих машин на юбилейном параде был дебют. Например, небольшой и неприметный "Ансат-У", а на деле — конкурент самого популярноо в мире "Еврокоптера". Везет 9 человек или почти полторы тонны груза, поможет в спасательных операциях или обучении новичков. Или Су-35С. По сути, это истребитель пятого поколения, только без стелс-технологий. Эксплуатировать его начали только в прошлом году, но до конца этого в войска собираются поставить несколько десятков таких машин.

Возглавлял рекордную процессию главком ВВС, Герой России, Бондарев за штурвалом Ту-160 — самого большого и мощного в мире самолета с изменяемой геометрией крыла. Потом были еще самый большой в мире вертолет, единственная на планете пилотажная группа на боевых винтокрылых машинах и, конечно, знаменитый "Кубинский бриллиант", цифра 70 и символ государства.

Последними на этот День Победы в Кубинку возвращались "Русские витязи" и "Стрижи". Несколько месяцев подготовки, десятки минут до главной площади и лишь секунды на самом параде, а в небе — все то, что они делали уже сотни раз до этого и сделают, наверное, еще столько же после. И все же именно этот отрыв, полет и посадку они запомнят на всю жизнь — все-таки 70 лет Победе бывает только раз.

На земле их встречали боевые подруги с традиционным яблочным пирогом. Правда, почему именно яблочным, не смог ответить даже командир. Говорят, военная тайна бывает даже у столовой.