Кризис ударил не по всем. Есть компании, которые финансовые проблемы пока обходят стороной. О росте спроса и прибыли в России сообщает империя фастфуда "Макдоналдс". В это же время менее крупные компании заманивают клиентов, обещая внушительные скидки. Надолго ли пришел праздник на улицу быстрого питания?
Эту борьбу Москва, похоже, проигрывает: вновь к общественным местам подбираются киоски, лотки и палатки. Люди свои экономические проблемы заедают: дешево и, как говорится, со вкусом. Вопрос: каким?
Чем цены ниже, тем меньше споров о вкусах. Не до гастрономических изысков, когда в кошельке не хватает на ужин при свечах. В ресторанах спрос упал на 30%. Бывшие клиенты потянулись в кафе, а бывшие кафеманы – к палаткам. "Все компании фастфуда, и в том числе и наша, начали предлагать или будут предлагать низкоценовые продукты для людей, которым тяжело платить больше", – говорит руководитель отдела маркетинга ООО "Маркон" Сергей Лапада.
Переписывать меню и цены – занятие все более популярное. Например, известная сеть не бюджетных кофеен "Старбакс" в борьбе за клиента готова продавать даже растворимый кофе, изменяя собственному консерватизму.
Между тем, в "Макдоналдсе" от правил не отходят. Моют руки перед "чужой" едой – бутербродами, которые уже давно стали антикризисным спасением компании. На фоне экономических проблем "Макдоналдс" созывает журналистов, чтобы заявить: прошлый год был самым удачным за 5 лет. Но этот может стать еще лучше.
"За последний год мы обслужили около 200 миллионов посетителей в России. И эта цифра растет, – констатирует президент "Макдоналдс" в России и Восточной Европе Хамзат Хасбулатов. – Я веду историю с открытия первого ресторана. За это время мы в России обслужили около двух миллиардов посетителей".
Фастфуду легко сдерживать цены, ведь импортного, то есть ввезенного за дорогую валюту, в гамбургерах почти нет. Производство на 80% российское. Той же стратегии готовы придерживаться и другие компании, лишь бы остаться на рынке. В подтверждение этому – слова директора ресторанов "Сбарро" Елены Шарубиной: "Такие позиции как десерт мы будем менять на отечественных производителей, которые меньше зависят от курса доллара. Но у нас есть импортные продукты – такие как бельгийская мука, паста из Португалии, из Италии. И мы от них отказываться не будем".
Без изменений пока – и планы развития. В них – новые рестораны, киоски или закусочные. Масштаб разный. Но принцип один: как можно больше доступной еды, на которую тот же "Макдоналдс" готов тратить миллионы долларов, чтобы заработать в разы больше. "Реинвестиции в ресторан обходятся в больше миллиона долларов, – сообщает Хамзат Хасбулатов. – Например, в "Макдоналдс" на "Пушкинской" мы вложили около 4 миллионов долларов – на переделку дизайна и интерьеров".
Теперь фастфуды ждут увеличения спроса еще процентов на 30. Та же цифра касается и прибыли. Правда, и у этой монеты есть обратная сторона. Эксперты рынка прогнозируют закусочным повышение арендной платы. Именно за их счет владельцы торговых центров постараются покрыть свои убытки, ведь многим компаниям платить не чем – одежда и техника идут хуже хот-догов.